Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 20 в соответствии с постановлением Правитель- ства РФ от 08.10.2020 г. № 1638 (далее – Постановление) реализация ПОТб должна быть завершена с даты присвоения категории: l для ОТи 1-й и 2-й категорий в течение двух лет; l для ОТи 3-й и 4-й категорий в течение одного года. При существующей последовательности выпол- нения работ по Тб это требование не может быть выполнено, поскольку Постановлением предписано реализовать документ, которого на момент установления категории еще нет. При этом следует иметь в виду, что за присвоением категории следует: l проведение ОУ – минимальный срок один месяц; l рассмотрение и утверждение результатов ОУ – один месяц; l разработка ПОТб – один месяц; l утверждение ПОТб – один месяц. Таким образом, на реализацию ПОТб СТи отво- дится максимум один год и восемь месяцев для ОТи 1-й и 2-й категории, восемь месяцев – для ОТи 3-й и 4-й категорий (пункт 5.7 Постанов- ления). Это в лучшем случае. Учитывая, что для выбора специализированной организации необходимо провести конкурс, эти сроки могут сократиться еще на два-три месяца. Кроме того, данное требование не учитывает сроки формирования годовых бюджетов СТи: проведение ОУ может быть не предусмотрено, следовательно, сроки еще более сокращаются или вообще переносятся на следующий год. а в случае необходимости оснащения или дооснащения ОТи ТСО Тб (проектирование, монтажные и пусконаладочные работы) в зави- симости от сложности работ, необходимости аттестации своего собственного персонала (как минимум ЛСТи и ЛОТи), проведения конкурсов по привлечению ПТб вероятность выйти за пре- делы указанных сроков весьма велика. в связи с указанным выше было бы целесооб- разно либо изменить последовательность реа- лизации мер по обеспечению транспортной безопасности ОТи и оставить настоящие сроки реализации ПОТб с даты его утверждения, либо сроки реализации ПОТб с даты присвоения категории установить: l для ОТи 1-й и 2-й категории – четыре года; l для ОТи 3-й и 4-й категории – два года. Федеральные законы "О транспортной безопасности", "О безопасности объектов ТЭК" и МК ОСПС ОТи, на территорию которого по нефтепроводу поступает нефть и который обеспечивает ее перевалку на стоящие на рейде у вПУ танкеры, по определению является узловым элементом (п. 184 постановления Правительства РФ от 03.08.2024 г. № 1046) линейного объекта ТЭК. Соответственно, меры обеспечения безопасно- сти такого объекта регламентируются требова- ниями ФЗ-256. Это было подтверждено в ходе совместного совещания представителей Минт- ранса и Минэнерго России и изложено в совместном письме Минтранса и Минэнерго России от 15.10.2024 г. № аб-17080/04. в то же время такой объект взаимодействует с судами международных рейсов, следователь- но, обеспечение его безопасности и взаимодей- ствующего с ним судна регламентируется дополнительно требованиями МК ОСПС, чего нормативные акты, изданные в развитие ФЗ- 256, не предусматривают (в частности, порядок установления уровня охраны, порядок оформ- ления декларации по охране и др.). Требования по обеспечению безопасности узло- вых элементов линейных объектов ТЭК, осу- ществляющих перевалку нефти/нефтепродук- тов на суда международных рейсов и являю- щихся ОТи или имеющие их в своем составе, необходимо доработать. Режим в пункте пропуска через государственную границу Режим в пунктах пропуска через государствен- ную границу РФ регламентируется приказом Минтранса России от 31.03.2022 г. № 107. в документе имеется целый ряд противоречий требованиям постановления Правительства РФ от 08.10.2020 г. № 1638, которые, как след- ствие, могут иметь наложение на СТи админи- стративных взысканий. До настоящего времени изменения в приказ не внесены. Обеспечение безопасности (охраны) объектов ТЭК и ОТИ Обеспечение безопасности объектов ТЭК вклю- чает комплекс мер, в том числе его физическую защиту от аНв (охрану) различными юридиче- скими лицами и подразделениями – частными охранными предприятиями (ЧОП) и Росгвар- дии. При этом главным критерием является категория объекта ТЭК: объекты высокой кате- гории охраняются только подразделениями Росгвардии, средней и низкой – подразделе- ниями ЧОП. в отношении ОТи защита от аНв включает два вида деятельности: обеспечение транспортной безопасности и охрана. Защита же ОТи от аНв обеспечивается подраз- делениями транспортной безопасности: ФГУП "УвО Минтранса России" и юридическими лицами, аккредитованными в качестве ПТб (ЮЛ ПТб). ФГУП "УвО Минтранса России" может осу- ществлять функции охранного подразделения и подразделения транспортной безопасности, для ЮЛ ПТб совмещение таких видов деятельности законодательно запрещено. Кроме того, ФГУП "УвО Минтранса России" может осуществлять профессиональную подго- товку и, являясь аттестующей организацией, проводить проверку своего персонала в целях принятия решения об аттестации, для ЮЛ ПТб такое совмещение запрещено. Состав дежурной смены ПТб (количество постов), непосредственно обеспечивающей Тб ОТи, определяется в соответствии с утвер- жденным Росморречфлотом планом обеспече- ния транспортной безопасности (ПОТб). в слу- чае привлечения подразделений ФГУП "УвО Минтранса России" количество постов и числен- ность персонала для охраны ПТб определяется самим исполнителем. При этом положения утвержденного ПОТб могут и не учитываться. Для СТи, перечень которых утвержден прика- зом Минтранса России от 03.08.2016 г. № 222, выбор подразделения, обеспечивающего без- опасность ОТи (ПТб или ФГУП Минтранса), невозможен, поскольку законодательно опре- делено, что в отношении их ОТи защита от аНв и охрана должна осуществляться только под- разделениями ФГУП "УвО Минтранса". При этом следует иметь в виду, что упомянутый приказ с момента его введения в действие и до настоящего времени не переиздавался. Прове- денный анализ перечня указанных в приказе ОТи свидетельствует о необходимости его пере- смотра (часть СТи прекратила функционирова- ние, часть ОТи вошла в состав других ОТи и т.п.). Порядок составления такого перечня обсуждался на совещании в Минтрансе России 12.10.2021 г. с участием представителей ФГУП "УвО Минт- ранса России", на котором было принято реше- ние о разработке определенных критериев, по которым можно было бы составить такой пере- чень. Однако до настоящего времени такие кри- терии и, соответственно, перечень не разработа- ны, новый приказ не издан. Считаем целесообразным учесть имеющийся опыт в области обеспечения безопасности объектов ТЭК и применительно к ОТи не формировать перечень конкретных ОТи, а определить категории ОТи, подлежащих охране подразделениями ФГУП "УвО Минт- ранса России". При этом необходимо отметить, что все упо- мянутые выше предложения предполагают внесение изменений в действующие норма- тивные документы. n Иллюстрации предоставлены автором. февраль – март 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ЗащиТа ОбъЕКТОв ТЭК и КвО Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru С роки реализации мер по обеспечению безопасности объекта ТЭК согласуются межведомственной комиссией и указываются в паспорте безопасности. Реализация упомянутых мер начинается с даты утвер- ждения паспорта безопасности. О ТИ, на территорию которого по нефтепроводу поступает нефть и который обеспечивает ее перевалку на стоящие на рейде у ВПУ танке- ры, по определению является узловым элементом линейного объекта ТЭК. Соответственно, меры обеспечения безопасности такого объекта регламентируются требованиями ФЗ-256.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw