Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 21 В опросы антитеррористической защищенно- сти объектов капитального строительства становятся более актуальными и значимыми с учетом текущих вызовов. в процессе проекти- рования объектов капитального строительства ТЭК необходимо учитывать необходимость выполнения требований по обеспечению анти- террористической защищенности. Предметом государственной экспертизы является в том числе оценка соответствия про- ектной документации требованиям антитерро- ристической защищенности объекта, как это определено Градостроительным кодексом Рос- сийской Федерации. Разрабатываемые про- ектные решения должны быть выполнены с соблюдением законодательства Российской Федерации в области антитеррористической защищенности. Нормативное регулирование противодействия БПЛА Текущее время характеризуется появлением новых угроз безопасности, которые связаны с увеличением доступности средств пора- жения при террористических атаках. Одной из наиболее значимых новых угроз являют- ся беспилотные летательные аппараты (бПЛа). в целях нормативного регулирования проти- водействия беспилотным аппаратам были приняты новые законодательные и норматив- ные правовые акты (НПа) и внесены измене- ния в действующие. из наиболее значимых можно назвать Феде- ральный закон от 04.08.2023 г. № 440-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законо- дательные акты Российской Федерации", который наделил полномочиями силовые и охранные структуры в отношении пресече- ния функционирования беспилотных аппара- тов при охране объектов. Пресечению функционирования беспилотных аппаратов в целях обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического ком- плекса посвящена ст. 6.1 Федерального зако- на от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ "О безопасно- сти объектов топливно-энергетического ком- плекса". в этой статье указано, какие подразделения и (или) организации вправе пресекать функ- ционирование беспилотных аппаратов на объектах ТЭК. в целях противодействия бПЛа можно выде- лить следующие задачи: l обнаружение бПЛа; l активное противодействие бПЛа; l пассивное противодействие бПЛа. Нормативной документацией в области антитеррористической защищенности опре- делено, что к составу инженерно-техниче- ских средств охраны (иТСО) объекта ТЭК относятся: l инженерно-технические средства защиты; l технические средства охраны. Хотелось бы обратить внимание на то, что приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Рос- сийской Федерации от 25 декабря 2024 г. № 910/пр утвержден и введен в действие с 26 января 2025 г. свод правил СП 542.1325800.2024 "Защитные ограждаю- щие конструкции от беспилотных летательных аппаратов. Правила проектирования". Предпроектная работа над документацией в области требований к иТСО, предназначен- ным для обнаружения и защиты от беспилотных аппаратов, но при определенной законодатель- ством задаче противодействия бПЛа большую роль играет предпроектная работа, выполняе- мая для определения угроз и формирования необходимых условий защиты, которая далее используется для составления задания на про- ектирование, в котором должны быть четко прописаны требования к инженерно-техниче- ским средствам защиты и требования к техни- ческим средствам охраны для обнаружения беспилотных аппаратов. При этом по представ- лению организаций, выполняющих охрану объ- ектов ТЭК, могут быть включены требования для обеспечения условий применения средств/систем противодействия беспилотным аппаратам, например организация вышек, пло- щадок, строений, сооружений для установки технических средств, включая инженерные системы. На этом этапе, возможно, будет необходимо воспользоваться рекомендациями межведомственной рабочей группы. Таким образом, проектная документация объ- ектов строительства или реконструкции ТЭК в части мероприятий по противодействию терроризму должна содержать обоснованные заданием на проектирование и требованиями нормативно-правовых актов решения в части инженерных, технических средств охраны от беспилотных аппаратов, а также, при необхо- димости, решения по подготовке условий применения средств/систем противодействия беспилотным аппаратам, выполненные в соответствующих разделах проектной доку- ментации. n www.secuteck.ru февраль – март 2025 СПЕЦПРОЕКТ ЗащиТа ОбъЕКТОв ТЭК и КвО Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Станислав Публиченко Заместитель начальника Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России Михаил Карпов Заместитель начальника Отдела информатизации, связи и инженерно- технических мероприятий антитеррористической защищенности Главгосэкспертизы России П роектная документация объектов строительства или реконструкции ТЭК в части мероприятий по противодействию терроризму должна содержать обоснованные заданием на проектирование и требованиями нормативно-правовых актов решения в части инженерных, технических средств охраны от беспилотных аппаратов. Некоторые вопросы экспертизы проектной документации объектов ТЭК Выполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности Специалисты Главгосэкспертизы России рассказывают о значимых законодательных и нормативно-правовых актах, регулирующих противодействие беспилотным аппа- ратам, и нюансах соответствующей предпроектной работы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw