Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 27 недели" также позволяет сделать вывод о том, что в течение недели вероятность возникнове- ния происшествий приблизительно одинаковая, причем вероятность возникновения происше- ствий с понедельника по четверг и в воскре- сенье одинаковая и составляет 14%, но в пят- ницу и субботу немного выше и составляет 15%. Полученные результаты вероятностей поз- воляют разработать схему работы модели, согласно которой возможно оценить веро- ятность возникновения происшествий в различ- ных условиях в определенный день недели (рис. 1). Совокупность приведенных зависимостей и их графическое представление являют собой основу модели, которая может быть примене- на для прогнозирования количества происше- ствий. Эксперимент Для специалиста установленная закономер- ность, которая имеет линейный характер, является необходимой, так как позволяет значительно сократить время обработки результатов. Основное требование при при- менении разработанной вероятностной моде- ли – точность, с этой целью в рамках иссле- дования на примере имеющихся данных за 2022 г. выполнен эксперимент по расчету числа происшествий в определенные дни недели с проверкой точности полученных результатов. в используемой базе данных приведены пока- затели по количеству происшествий в опреде- ленный день недели за 2022 г., для того чтобы оценить эффективность вероятностной модели в рамках исследования, выполнена оценка точ- ности разработанной модели. в табл. 1 пред- ставлены результаты данной процедуры. Зная общее количество происшествий в год, которое составило 126 705, было определено значение N 2 с использованием: (1), (2), где N 2 – рассчитанное количество происше- ствий с использованием вероятностной модели (зависимостей вероятности), ед.; N – общее количество происшествий, получен- ное из статистических баз данных, ед.; P(в n ) – значение средней вероятности, полу- ченное по результату расчетов за рассматривае- мый период, где n – количество вероятностей (n = 7). Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что разработанная модель дает достаточно точные показатели. Таким образом, зная общее количество происшествий и переведя их в отно- сительные величины, можно осуществить расчет необходимых данных. в качестве примера в рам- ках данного исследования было определено, что существует определенная зависимость между рассматриваемыми показателями в относитель- ных величинах. Это может быть использовано в качестве разработанной модели с применени- ем систем ии при обработке показателей ава- рийности как региона, так и страны в целом. Максимальная погрешность, полученная в результате расчетов, составила 2,42%, мини- мальная – 0,19%, что подтверждает эффектив- ность разработанной вероятностной модели. Относительная погрешность минимальна и не превышает показатель 0,02, что также подтвер- ждает высокую степень точности разработанной вероятностной модели. Заключение вопрос безопасности дорожного движения на протяжении многих лет продолжает оставаться актуальным. Для снижения числа погибших и раненных в происшествиях необходимо про- ведение большого количества мероприятий, но с целью их эффективного применения на первоначальном этапе требуется оценить при- чины и условия их возникновения. большой набор первичных данных представлен в офи- циальных статистических источниках – базах данных, но при работе с ними отсутствует воз- можность задания логики процесса исследова- ния, здесь нужна разработка определенной модели с различными вариантами возможных поисковых запросов. Основу такой модели составляет математическое описание, позво- ляющее обеспечить определенную точность при анализе сформулированного запроса. в представленном исследовании разработана вероятностная модель возникновения про- исшествий в определенные дни недели в городской и загородной среде, что с учетом изменения таких показателей, как уровень автомобилизации и численность населения, позволяет осуществить прогноз изменения рассматриваемых показателей аварийности. Для специалистов в рассматриваемой пред- метной области полученные результаты и их применение позволяют эффективно использо- вать комплекс мероприятий, направленных на снижение аварий, например ужесточение контроля на определенных участках дорог, рас- положенных в городе или за его пределами, в определенные, наиболее аварийные, дни. n Список литературы доступен на сайте: https://www.secuteck.ru/articles/primenenie-ii-v- oblasti-analiza-pokazatelej-avarijnosti Иллюстрации предоставлены авторами. www.secuteck.ru февраль – март 2025 СПЕЦПРОЕКТ ЗащиТа ОбъЕКТОв ТЭК и КвО Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Рис. 1. Модель искусственного интеллекта для анализа показателей аварийности Таблица 1. Результаты оценки точности разработанной вероятностной модели Показатель "день недели" Количество происшествий за 2022 г. (N 1 ) Вероятность, доля Полученное количество происшествий за 2022 г. (N 2 ) Абсолютная погрешность Относи- тельная погрешность Округленно, % Понедельник 17 573 0,141 17 828 255 0,014 1,43 Вторник 17 462 0,138 17 496 34 0,001 0,19 Среда 17 662 0,136 17 244 418 0,023 2,42 Четверг 17 383 0,139 17 662 279 0,01 1,57 Пятница 19 808 0,153 19 341 467 0,023 2,41 Суббота 19 595 0,154 19 496 99 0,005 0,5 Воскресенье 17 222 0,137 17 417 195 0,011 1,11

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw