Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 29 ваться направление будет по гибридному вари- анту. Объясняют это, во-первых, необходи- мостью обеспечивать высокий уровень защиты чувствительных данных и критичных для бизне- са систем. во-вторых, ужесточающимися требо- ваниями регулятора и, наконец, своими про- шлыми тратами на сервера, которые должны отработать вложенные средства. большинство все еще выбирает публичное обла- ко для цифровых проектов, там, где нужно быстро масштабироваться и когда показатели time2market существенны и данные при этом некритичны. Но при этом области применения расширяют не слишком активно: готовы на это всего 14% опрошенных. Для организации собст- венной инфраструктуры чаще выбирают SaaS. 4. Кибербезопасность и блокчейн вопросы кибербезопасности актуальны для всех индустрий. Опыт тут получен колоссальный, было много обсуждений, принята масса зако- нопроектов. внимание привлекли к проблеме достаточное, теперь это приоритет номер один в развитии всех иТ-направлений. По сути, CRM может быть как источником рис- ков, так и возможностью защититься от них. все зависит от настроек системы, формы поставки, степени ответственности вендора и сотрудни- ков. Если говорить про обеспечение безопасно- сти, то инструменты для этого есть и их немало: двухфакторная авторизация, права доступа, бэкапы, запуск с доверенных адресов. Что может быть потенциальной угрозой? Облако – это постоянный доступ в интернет, соответ- ственно защита должна быть максимальной. Это касается вендора и используемого им дата- центра, облачного провайдера и, конечно, самих сотрудников компании. блокчейн – также кросс-индустриальная исто- рия. Производственные компании стремятся к прозрачности, прослеживаемости цепей поставок, и смарт-контракты помогают это реа- лизовать, решая сразу несколько проблем: с одной стороны, эффективно борются с конт- рафактом, с другой – оптимизируют и ускоряют бизнес-процессы между акторами, так как минимизируют количество проверок. Традиционно CRM-данные хранятся в центра- лизованных базах, риски утечек и взломов здесь вполне реальны, поэтому защита должна быть соответствующая. а вот системы на основе блокчейна и децентрализованного подхода более безопасны и помогают снизить риски даже при растущих киберугрозах и увеличи- вающихся объемах информации. 5. Углубление интеграции с ERP Современные CRM-системы становятся всё более сложными, их связывают с ERP (Enterprise Reso- urce Planning, управление предприятием), SCM (Supply Chain Management, управление цепочка- ми поставок), MES-системами (Manufacturing Execution System, управление производственны- ми процессами). Симбиоз ERP и CRM обеспечит более целостное представление как о ресурсах, так и о взаимоотношениях с клиентами. Для промышленных предприятий на первое место сейчас выходит более глубокий монито- ринг и отображение в CRM информации об управлении жизненным циклом продукта, и в дорожных картах решений на ближайшие год- два это уже отчетливо фиксируется. Отслеживая все этапы от создания и передвиже- ния товаров до их распределения, производи- тели быстрее реагируют на потребности рынка. На основе исторических данных они могут про- гнозировать будущий спрос, внедряя стратеги- ческое планирование и контроль запасов. 6. Омниканальные коммуникации Раньше омниканальность была отличительной чертой розницы, так как клиентоцентричность тут один из главных двигателей бизнес-страте- гий. Со временем интерес появился и у B2B, подогревали его нарастающая конкуренция и быстрая смена технологий. Промышленность тоже не отстает и готова тра- тить деньги в том числе и на решения, в кото- рых есть инструменты для реализации такого взаимодействия. Достаточно популярны в последнее время CDP-платформы (Customer Data Platform), они позволяют собирать офлайн и онлайн данные о клиентах, обогащать их информацией из внешних источников, таких как сайт и мобильное приложение, выстраивать на их основе эффективные персонализирован- ные коммуникации в удобных каналах. Мы регулярно получаем запросы на внедрение технологий CDP в CRM, чаще от металлургиче- ских компаний. Для них это возможность лучше ориентироваться в требованиях клиентов, гото- вить персонифицированные предложения. 7. Локализация решений и центры компетенций Отток иностранных вендоров, естественно, коснулся и CRM-направления, однако в боль- шей степени повлиял на рынок решений для крупного и сверхкрупного бизнеса, их пока не хватает. Конкуренция вендоров здесь нараста- ет, но постепенно. Стимул к быстрому дозреванию отечественные разработчики получили, многие серьезно дора- ботали решения с учетом локальной специфики, законодательства, требований регулятора. Однако большой объем миграций еще впереди. Это связано с тем, что в промышленных компа- ниях CRM неразрывно и глубоко внедрены в иТ- инфраструктуру, поэтому пока приоритет у доработок, перевода или интеграции отдель- ных модулей на базе отечественных продуктов. все это требует наличия экспертизы внутри, поэтому многие организуют собственные цент- ры компетенций. и если раньше такие ини- циативы воспринимались как дорогой инсти- тут развития собственного иТ, доступный лишь немногим, то теперь порог входа снизился и они стали появляться и у компаний среднего сегмента. внутри развивают технологии на OpenStack, дорабатывают вендорские локаль- ные решения. n Иллюстрация предоставлена автором. www.secuteck.ru февраль – март 2025 СПЕЦПРОЕКТ ЗащиТа ОбъЕКТОв ТЭК и КвО Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Тренды российского рынка CRM-систем в промышленности Интеграция с IIoT Big data и ML/AI в продажах и сервисе Локализованные решения и свои Центры компетенций Более глубокая интеграция с ERP Омни- канальные коммуникации Блокчейн- технологии Переход на облачные решения Кибер- безопасность А лгоритмы искусственного интеллекта могут просеивать большие объемы информации для выявления определенных закономерностей, тенденций и корреляций. За счет этого бизнес получает более глубокое представление о поведении и предпочтениях клиентов.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw