Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 41 Национальный проект "Безопасные качественные дороги" В настоящее время в России внедрение ИТС осуществляется в рамках национального про- екта "Безопасные качественные дороги", он нацелен на городские агломерации с населени- ем более 300 тыс. человек. В 2020 г. участни- ками проекта стали города из 22 регионов, в 2021-м – из 25, а в 2022-м – уже из 42. Раз- работана также Концепция создания и функ- ционирования национальной сети ИТС, которая предполагает создание единой федеральной цифровой платформы, связывающей ИТС раз- личных регионов и автомобильных дорог феде- рального значения. Во исполнение федерального проекта "Обще- системные меры развития дорожного хозяй- ства" (ФП ОМРДХ) разработано и реализуется мероприятие "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорож- ным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек". За период 2020–2024 гг. в рамках мероприятия субъектам Российской Федерации из федерального бюджета предо- ставлено 22,15 млрд руб. (см. табл.). Уровни зрелости ИТС Результатом использования средств федерально- го бюджета в рамках мероприятия является последовательное достижение не ниже чем пер- вого уровня зрелости ИТС 66 городами в 2030 г. (накопленным итогом). При этом паспортом ФП ОМРДХ в 2024 г. предусматривается достижение первого или последующих уровней зрелости ИТС 16 городскими агломерациями. Всего предусмотрено шесть уровней зрелости (0–5) ИТС, к которым предъявляются опреде- ленные требования в части наличия: l документов транспортного планирования; l центров управления дорожным движением и общественным транспортом; l программного обеспечения и периферийного оборудования. К началу 2024 г. заявили о достижении первого уровня зрелости ИТС 19 городов (Белгород, Тула, Сургут, Пермь, Сочи, Архангельск, Саранск, Курск, Ульяновск, Волгоград, Волжский, Вологда, Череповец, Кемерово, Новокузнецк, Казань, Набережные Челны, Уфа и Рязань), а Красноярск и Тюмень – второго уровня зрелости. С 2024 г. предоставление и распределение суб- сидий федерального бюджета регламентиру- ется Правилами, установленными Приложени- ем№ 3 к государственной программе "Развитие транспортной системы" (ГП РТС), утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596. Требования к оформлению и составу локального проекта – основного документа, в соответствии с которым проводятся работы по внедрению и модернизации ИТС, установлены распоряжением Минтранса России от 27.04.2024№АК-95-р. Ежегодно в результате внедрения и модерниза- ции ИТС в рамках ФП ОМРДХ закупается и вво- дится в эксплуатацию значительное количество оборудования. Так, только в 2023 г. было уста- новлено более 5,5 тыс. детекторов транспорт- ного потока всех видов, более 1,2 тыс. дорож- ных контроллеров, 68 дорожных метеостанций. Были созданы или модернизированы более 20 центров управления дорожным движением. Одной из распространенных проблем при про- ектировании региональных ИТС в России является наличие отдельных систем, модулей и оборудования от разных поставщиков, что усложняет их интеграцию в единую систему. Кроме того, общими препятствиями для про- цессов цифровизации являются нехватка квали- фицированных специалистов и трудности с импортом электроники, вызванные текущей геополитической ситуацией. Нормативно-правовые документы, регулирующие применение ИТС Рассмотрим, каким образом применение ИТС отражено в действующих нормативно-право- вых документах, и оценим промежуточные результаты внедрения ИТС в различных регио- нах России. Внедрение интеллектуальных транспортных систем в России осуществляется в рамках феде- рального проекта "Общесистемные меры разви- тия дорожного хозяйства", который является частью национального проекта "Безопасные качественные дороги". Ключевыми норматив- ными документами, регулирующими этот про- цесс, являются постановление Правительства РФ№ 1762 от 21.12.2019, которое определяет правила предоставления и распределения меж- бюджетных трансфертов для внедрения ИТС, и Методические рекомендации Министерства транспорта, утвержденные 21.03.2022. Эти рекомендации описывают порядок подачи заявок субъектами РФ на получение межбюд- жетных трансфертов для целей внедрения ИТС. Для получения финансирования из федерально- го бюджета региональные органы власти должны разработать локальный проект, направленный на создание или модернизацию ИТС в городской агломерации. В Методических рекомендациях подробно изложены требования к таким про- ектам, порядок предоставления межбюджетных трансфертов и критерии отбора. С 2022 г. крите- рии отбора регионов для предоставления финан- сирования основываются на уровнях зрелости ИТС, которые варьируются от нулевого до второ- го уровня, с планами на введение уровней от третьего до пятого в будущем. Уровни зрелости определяются на основе таких факторов, как наличие внедренных модулей ИТС, степень охва- та дорожной сети техническими средствами для сбора данных о дорожной ситуации и доля умных светофоров. Эти показатели должны быть отражены в паспорте локального проекта, осо- бенно в разделе 2 "Показатели локального про- екта", что позволяет оценить эффективность реа- лизуемых мероприятий по внедрению ИТС в городских агломерациях. Оценка эффективности внедрения ИТС В марте 2020 г. была введена новая методика оценки и ранжирования локальных проектов для внедрения интеллектуальных транспортных систем. В соответствии с этой методикой раздел 2 паспорта локального проекта назывался "Цели и показатели локального проекта" и включал следующие параметры: улучшение эффектив- ности дорожного движения (такие как скорость, задержки и загруженность), обеспечение без- опасности на дорогах (учитывая количество дорожно-транспортных происшествий, а также число пострадавших), улучшение экологиче- ской ситуации (в частности, снижение выбросов CO 2 ), повышение грузооборота, оптимизация пассажироперевозок (количество пассажиров) и уровень загруженности дорог. В последующих методических рекомендациях часть этих показателей, направленных на дости- жение стратегических целей проекта, была исключена из паспорта локального проекта внедрения ИТС. Оценка эффективности проекта внедрения интел- лектуальных транспортных систем в регионах Рос- сии осуществляется путем сравнения запланиро- ванных и фактических значений количественных показателей, характеризующих достижение результата федерального проекта "Общесистем- ные меры развития дорожного хозяйства". Эти показатели включают в себя достижение целевого числа городов и участков дорог, где внедрены ИТС, увеличение числа видеофиксационных при- боров и прочие метрики. В рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" особое внимание уде- ляется улучшению безопасности дорожного движения и повышению удовлетворенности населения качеством транспортного обслужи- вания. Однако в действующих программах и нормативных документах чаще всего учиты- ваются количественные результаты проекта, при этом внимание к снижению негативного воз- действия транспорта на окружающую среду остается недостаточным, что противоречит одной из целей внедрения ИТС, особенно в крупных российских городах. ИТС и безопасность дорожного движения Если говорить о влиянии ИТС на безопасность, то интеграция интеллектуальных транспортных систем играет ключевую роль в улучшении без- опасности дорожного движения. Различные компоненты ИТС, такие как камеры фотовидео- фиксации правонарушений, системы контроля скорости, умные светофоры, и системы управ- ления транспортными потоками, способствуют повышению дисциплины участников движения и снижению аварийности на дорогах. Основными показателями эффективности без- опасности дорожного движения, используемы- ми при оценке влияния ИТС, являются количе- ство дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и число раненных и погибших в этих про- исшествиях. Исследования, проведенные в раз- личных странах, подтверждают значительное снижение аварийности и тяжести последствий ДТП благодаря использованию ИТС. Результаты исследований эффективности внедрения ИТС Исследование, проведенное в Великобритании в 2000–2002 гг., показало, что в населенных пунктах с установленными камерами фиксации нарушений число погибших или серьезно пострадавших в ДТП уменьшилось на 31–67%. www.secuteck.ru февраль – март 2025

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw