Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 42 В других странах, таких как Швейцария и Гер- мания, внедрение систем информации и конт- роля также привело к значительному снижению числа ДТП с травмами и материальным ущер- бом. Таким образом, ИТС не только оптимизи- руют управление транспортным потоком и повышают эффективность дорожного движе- ния, но и значительно способствуют улучшению безопасности на дорогах, что делает их важным инструментом для современного городского планирования и управления транспортной инфраструктурой. Исследования, проведенные в различных стра- нах, демонстрируют значительное снижение аварийности и тяжести последствий дорожно- транспортных происшествий (ДТП) благодаря использованию камер контроля скорости. Отчетливо видно, что установка таких систем способствует снижению средней скорости дви- жения и уменьшению доли транспортных средств, превышающих установленные лимиты скорости. Это, в свою очередь, ведет к общему снижению числа аварий на дорогах, а также аварий с тяжелыми последствиями, такими как смертельные исходы и серьезные травмы. Например, исследование в Великобритании показало, что введение камер контроля скоро- сти привело к снижению числа ДТП на 8–49%, а аварий со смертельным исходом и серьезны- ми травмами – на 11–44%. Было также уста- новлено, что на участках с камерами контроля скорости аварийность сократилась на 19% и 44% соответственно. В России также проводились исследования, которые подтверждают положительный эффект от использования камер контроля скорости. Например, исследование НИУ ВШЭ показало обратную корреляционную связь между количе- ством установленных камер и числом погибших в ДТП на 100 тыс. человек населения. В Москов- ской области также было отмечено значительное снижение аварийности на участках с установлен- ными камерами фотовидеофиксации. Оценка эффективности внедрения ИТС Одним из центральных вопросов при реализа- ции крупных проектов является достижение запланированных целей и оценка эффективно- сти проведенных мероприятий. Необходимо отметить, что оценка влияния ИТС на безопас- ность дорожного движения в России требует комплексного подхода и учета специфики мест- ных условий и методологии проведения иссле- дований. Официальная методика оценки соци- ально-экономического эффекта реализации мероприятий по организации дорожного дви- жения предусматривает анализ статистики ДТП до и после введения мероприятий, что является важным инструментом для объективной оценки их эффективности. Таким образом, внедрение камер контроля ско- рости и других элементов ИТС является эффек- тивным инструментом для снижения аварийно- сти на дорогах и улучшения безопасности дорожного движения в России и за рубежом. В рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" было запланировано значительное сокращение числа смертельных случаев в дорожно-транспортных происше- ствиях, с 13 до четырех человек на 100 тыс. человек населения за период с 2017 по 2024 г. Несмотря на текущий стабильный тренд сниже- ния смертности от ДТП, с 2011 г., достижение этой амбициозной цели кажется сложным зада- нием. Это требует введения дополнительных мероприятий по улучшению безопасности дорожного движения, включая развитие интел- лектуальных транспортных систем (ИТС). В 2021 г. число погибших в ДТП составило 10,2 человека на 100 тыс. человек населения, что означает снижение на 21,6% по сравнению с 2017 г. и на 7,5% по сравнению с предыду- щим годом, – самый высокий показатель сни- жения с 2017 г. Проведено сравнение показателей безопасности дорожного движения до и после внедрения ИТС в регионах России. 22 региона, получившие финансирование для внедрения ИТС в 2020 г. (группа ИТС), были выбраны в качестве группы воздействия, в то время как остальные регионы выступили контрольной группой. С 2015 по 2021 г. средняя аварийность в группе ИТС ока- залась ниже по сравнению с контрольной груп- пой, что свидетельствует о положительных тен- денциях в области безопасности дорожного движения. Введение ИТС в 2020 г., возможно, способствовало ускорению снижения числа погибших в ДТП в группе воздействия. В регио- нах с внедрением ИТС смертность в ДТП сокра- тилась на 12,2%, в то время как в контрольной группе уменьшилась на 7,5%, что соответствует средним значениям по России. Однако из-за короткого временного промежутка наблюдений нельзя с уверенностью утверждать, что такая динамика обусловлена именно внедрением ИТС, хотя такой метод сравнения может быть полезным в будущем исследованиям. Безусловно, более корректным подходом будет сравнивать не регионы, а конкретно города с численностью более 300 тыс. человек (за исключением федеральных городов), так как именно на них сосредоточена реализация федеральной программы по внедрению ИТС. Это направление программы предполагает, что эффект от внедрения может быть наиболее заметен и эффективен именно в крупных горо- дах. Однако оценка этого эффекта на основе представленных данных является сложной задачей, учитывая разнообразие условий и характеристик каждого города. Как точно оценить эффективность внедрения ИТС Ясно, что наиболее точные оценки воздействия внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) на снижение частоты дорожно- транспортных происшествий можно получить через анализ данных, собранных на конкретных участках дорог. На текущем этапе можно было бы обобщить результаты программ внедрения ИТС в городах на основе отчетов регионов и дру- гих общедоступных источников информации. Однако сообщения об ИТС на портале нацио- нального проекта "Безопасные качественные дороги" зачастую ограничиваются указанием на количество установленного и модернизирован- ного оборудования, а также на планируемые результаты в будущем, вместо достигнутых каче- ственных целей. Например, в отчете о реализа- ции национального проекта в регионе (скажем, в Красноярском крае) говорится только о выпол- ненных работах, без оценки их результатов с точки зрения ключевых целей проекта. Это может свидетельствовать как о недостаточности данных для формирования достоверных выво- дов из-за ограниченного срока действия про- граммы, так и о необходимости усовершенство- вания системы мониторинга и анализа эффектов внедрения ИТС, которые не являются основными целевыми показателями реализации проекта. ИТС и экологическая безопасность Еще один значимый аспект – влияние ИТС на окружающую среду. Опыт зарубежных стран демонстрирует важ- ность мероприятий, направленных на улучше- ние экологической ситуации в транспортной отрасли. Помимо административных, законода- тельных и стимулирующих мер, активно внед- ряются инновации, способствующие интеллек- туализации транспортных систем. Компоненты интеллектуальной транспортной системы (ИТС) объединяются в единую сеть, что обеспечивает эффективное управление транспортом и его бесперебойную работу. Тем не менее остается открытым вопрос о влиянии отдельных компо- нентов ИТС на экологическую безопасность транспорта в крупных городах. Эффекты от этих мероприятий в контексте экологической без- опасности зачастую не оцениваются, несмотря на растущий интерес к данной теме в научных кругах. В России проблема выбросов от автотранспорта остается актуальной, особенно в крупных горо- дах, где их доля может превышать 50% от общего объема выбросов в атмосферу (из них более 90% приходится на автотранспорт). Стратегия сокращения выбросов важна как в рамках низкоуглеродного развития экономи- ки, так и для решения местных экологических проблем в городах. Использование интеллектуальных транспортных систем (ИТС) предлагает разнообразные техно- логии для снижения выбросов, например мониторинг транспортных потоков, управление скоростью, умные светофоры, организация "зеленой волны" и др. Такие системы позволяют оптимизировать движение, сокращая число остановок и избыточных разгонов, что способ- ствует снижению потребления топлива и выбросов вредных веществ. Например, техно- логия управления скоростью (speed-guided ITS) показала снижение потребления топлива на 18,9% и выбросов на 24,9–32,6%. Различные компоненты интеллектуальной транс- портной системы (ИТС) по-разному влияют на экологическую безопасность города. Наиболь- шее воздействие, согласно экспертным оценкам, оказывают умные светофоры, автоматизирован- ное управление освещением, детекторы транс- портного потока и информационные табло. Умные светофоры, детекторы транспортного потока и информационные табло регулируют интенсивность транспортного потока, перерас- пределяя его и уменьшая вероятность заторов, что способствует снижению уровня загрязнения воздуха. Автоматизированное управление осве- щением оптимизирует использование электро- февраль – март 2025 www.secuteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw