Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 43 энергии, производство которой негативно ска- зывается на окружающей среде. Москва, начав внедрение умных перекрестков в 2018 г., сообщает о значительных улучше- ниях: среднее время прохождения перекре- стков у троллейбусов сократилось на 45%, а у трамваев – на 24%, время ожидания пешехо- дов уменьшилось на 16%. За последние 10 лет выбросы от автотранспорта в Москве уменьши- лись почти в три раза, что связано с изменением методологии оценки и многочисленными мера- ми по улучшению экологии. Однако анализ экологических эффектов ИТС в России остается не очень полным и точным, особенно для регионов, где внедрение систем началось недавно. Экологические аспекты не являются основными целями реализации ИТС, что требует учета специфики каждого города при планировании проектов. Зарубежный опыт внедрения ИТС Международный опыт внедрения интеллекту- альных транспортных систем показывает их значительное влияние на развитие городов, улучшение экологической обстановки и повы- шение общей эффективности транспортных сетей. В Сингапуре система управления дорожным движением с использованием ИТС позволила существенно сократить время в пути и снизить частоту заторов. Интеллектуальные светофоры и системы мониторинга трафика помогают в реальном времени управлять потоками транс- порта. В Лондоне внедрение системы Conge- stion Charge и связанных с ней ИТС привело к значительному снижению пробок в центре города и улучшению качества воздуха. В Сток- гольме система платных дорог и использова- ние ИТС помогли сократить выбросы CO 2 на 10–15%, улучшив качество воздуха и общее экологическое состояние города. А в Токио вве- дение интеллектуальных транспортных реше- ний позволило снизить выбросы от транспорта за счет оптимизации маршрутов и управления движением. В Амстердаме системы автоматического управ- ления освещением и умные светофоры значи- тельно повысили безопасность на дорогах, сократив количество ДТП. Внедрение ИТС в Нью-Йорке для контроля скорости и автома- тического выявления нарушений помогло сни- зить количество аварий и повысить общую без- опасность на дорогах. В Барселоне транспорт- ные системы способствуют экономии топлива и времени, что положительно сказывается на городской экономике и повышает привлека- тельность города для инвесторов. А в Вене бла- годаря ИТС жители города могут тратить мень- ше времени на дорогу и наслаждаться более чистым воздухом, что улучшает общее качество жизни. Заключение Внедрение ИТС в городах по всему миру пока- зывает, что они не только решают текущие транспортные проблемы, но и способствуют долгосрочному устойчивому развитию городов, делая их более экологичными, безопасными и комфортными для проживания. Опыт использования интеллектуальных транс- портных систем (ИТС) демонстрирует их поло- жительное влияние на безопасность дорожного движения, пропускную способность дорожной сети и снижение выбросов вредных веществ. В большинстве регионов России ИТС находятся на начальных стадиях развития, требуя накоп- ления достаточного количества элементов для перехода на более высокий уровень функцио- нальности. Однако успешное внедрение ИТС зависит от правильной постановки целей, учи- тывающих специфику каждого города или участка дороги, где они реализуются. Обзор исследований, посвященных оценке эффектов от внедрения ИТС, показал, что часто анализируются отдельные компоненты систе- мы, причем наиболее распространенным мето- дом является сравнение показателей до и после внедрения ИТС. Положительное влияние ИТС на снижение числа погибших в ДТП налицо: в регионах с внедрением ИТС в 2020 г. наблю- далось снижение на 12,2%, в то время как в других регионах это значение составило 7,5%. Однако важно отметить, что из-за недо- статочной продолжительности наблюдений сложно сделать однозначные выводы о полном влиянии ИТС, но такой подход к сравнению данных может быть полезен для будущих исследований в данной области. И не стоит забывать, что успех внедрения интеллектуальных транспортных систем во многом зависит от уровня технической готов- ности страны, ее участия в решении междуна- родных проблем, компетенции специалистов и их опыта, а также от наличия финансовых ресурсов, которыми управляют эффективно. Независимо от типа и количества внедряемых подсистем ИТС опыт показывает, что любая система управления движением – это над- стройка на хорошо спланированную и разви- тую дорожно-транспортную инфраструктуру. Если инфраструктура не прошла этап ком- плексного транспортного планирования с уче- том перспектив ее развития, то даже самые современные подсистемы ИТС не смогут пол- ностью реализовать свой потенциал и повлиять на развитие региона. n В 2024 г. интеллектуальные транспортные системы внедрялись в 62 городских агломе- рациях. На эти цели из федерального бюджета было выделено финансирование в размере свыше 3,2 млрд руб. Благодаря национальному проекту "Безопасные качественные дороги" в крупнейших городах с населением свыше 300 тыс. человек создается цифровая инфраструктура для управления транспортными потоками с 2020 г. Реализуется целый комплекс мероприятий, позволяющих существенно повысить качество жизни россиян: не только выполняется ремонт существующих и строительство новых дорожных объектов, но и ведется комплексная модернизация дорож- ной инфраструктуры. С 2025 г. реализация мероприятий по внедре- нию ИТС продолжается в рамках нового нацио- нального проекта "Инфраструктура для жизни", сформирован вектор на социальную ориенти- рованность. Улучшаются дорожные сети, обес- печивается транспортная доступность, по при- веденным в нормативное состояние автомо- бильным дорогам и улично-дорожной сети городских агломераций движется обществен- ный транспорт. В Перми, например, создание Единой плат- формы управления транспортной системой завершилось в 1922 г. Она оснащена восемью ключевыми модулями, координирующими дорожное движение. Три базовых модуля поддерживают работу геоинформационной и электронной системы координирования дорожного движения, а также систему "Циф- ровой двойник". Еще пять модулей выполняют более специализированные задачи, включая координированное управление трафиком, дорожными работами, движением обще- ственного транспорта и конфигурацией парко- вочного пространства. В Белгороде работа по внедрению умных систем ведется уже пять лет. За это время при- обретено свыше 850 единиц оборудования: дорожные контроллеры, детекторы транспор- та, комплексы фотовидеофиксации, обзор- ные камеры, метеостанции и т.д. В 2023 г. на базе муниципального учреждения создан центр организации дорожного движения, основными задачами которого стал сбор и анализ данных о параметрах транспортных потоков, разработка мероприятий, направ- ленных на повышение безопасности и про- пускной способности движения и участков уличной-дорожной сети. В Саранске (Республика Мордовия) достигнут первый уровень зрелости внедрения интеллек- туальных транспортных систем. Организован центр управления дорожным движением, в котором размещена видеостена. Внедрена интеграционная платформа на три подсистемы: первая обеспечивает светофорное управление в центральной части города, вторая контроли- рует параметры транспортного потока при помощи 91 тактического и 1 стратегического детектора. В третью – подсистему метеомони- торинга входят автоматизированная дорожная метеостанция и электронные табло погодных условий. n Источник: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/11607 www.secuteck.ru февраль – март 2025 В российских регионах продолжают внедрять интеллектуальные транспортные системы Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw