Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025

Б еспилотные объекты были впервые проде- монстрированы общественности в 1898 г. на выставке изобретений знаменитым инжене- ром, физиком и изобретателем николой Тесла. Тесла представил радиоуправляемое судно, передвигающееся в бассейне по радиоканалу. Более широко применять БЛа стали вооруженные силы СШа в ходе вьетнамской войны, например аппарат самолетного типа Ryan AQM-91 Firefly, который проводил аэрофотосъемку. Как уже было сказано выше, беспилотные тех- нологии существуют достаточно давно, с конца XIX века. Первые БЛа были сложными и доро- гостоящими, имели только военное примене- ние. но в течение последних трех десятилетий в этой области произошел прорыв. миниатю- ризация вычислительных систем и развитие спутниковой навигации позволили создавать беспилотные воздушные суда, у которых габа- риты, масса, а главное, стоимость на порядки меньше прежних. Беспилотные технологии при- ближаются к уровню бытовых технологий. Сей- час прогресс в развитии гражданских беспилот- ных систем имеет высокий темп, сформирова- лась новая индустрия услуг. Основной причиной масштабного применения БЛа вместо пилотируемой авиации является то, что себестоимость БЛа существенно ниже пило- тируемого летательного аппарата. немаловаж- ную роль также играют такие факторы, как монотонность выполняемых задач и высокие затраты на подготовку пилотов пилотируемого воздушного судна. в соответствии с гОСТ Р 59517–2021 "Беспи- лотные авиационные системы. Классификация и категории" БЛа имеют следующую классифи- кацию: 1. По максимальной взлетной массе беспилот- ного воздушного судна (далее – БвС) в составе беспилотной авиационной системы (далее – БаС): l от 0,25 до 30 кг; l от 30 кг. 2. По достигаемой БвС в полете кинетической энергии: l 100 дж и менее; l более 100 дж. 3. По эксплуатационному назначению: l в личных целях; l для выполнения авиационных работ. 4. По условиям видимости: l прямая радиовидимость; l отсутствие прямой радиовидимости. Существует множество различных классифика- ций БЛа, отличающихся друг от друга по объе- му летно-технических характеристик (далее – ЛТх) и других параметров, но, исходя из того, что российское законодательство руководству- ется действующими гОСТами, мы будем в дан- ной статье рассматривать характеристики в соответствии с гОСТами. Боевое применение БЛА в современном мире исключительно из-за широкой доступности, низкой стоимости и наличия различных целевых нагрузок БЛа при- меняются во многих сферах, таких как строи- февраль – март 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТЕхничЕСКиЕ и ПРОгРаммныЕ СРЕдСТва мОниТОРинга и защиТы ОТ дРОнОв АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 52 Александр Алиев Независимый эксперт Рис. 2. Разведывательно-ударный БЛА Harop Рис. 3. Барражирующий боеприпас Orbiter 1K Рис. 1. БЛА Bayraktar TB2 Защита объектов топливно- энергетического комплекса и машиностроения от беспилотных летательных аппаратов Беспилотные летательные аппараты 1 (далее – БЛА), появились достаточно давно. Пер- вое боевое применение БЛА документально зафиксировано 22 августа 1849 г., когда австрийские войска, осаждавшие Венецию, запустили около 200 зажигательных шаров, несших 24- и 30-фунтовые бомбы. 1 ГОСТ Р 57258–2016 "Системы беспилотной авиации. Термины и определения". https://i.pinimg.com/originals/ https://cdn.prod.www.manager-magazin.de https://ww1.prweb.com/prfiles/

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw