Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 72 Г оворя об идентификации на основе радио- частотных (RFID) технологий, следует пом- нить о следующих "трех китах": 1. частотный диапазон. 2. Тип идентификатора (пассивный или актив- ный). 3. Законодательные ограничения в стране при- менения. Основные условия Каждый перечисленный пункт списка наклады- вает свои ограничения на сферу применения RFID. Привычные нашему отечественному потребителю частоты 125 кгц (proximity) и 13,56 мгц (smart) получили наибольшее рас- пространение при решении задач идентифика- ции людей. для идентификации автотранспорта они также могут использоваться, но речь идет скорее об идентификации водителей, чем машин, поскольку их дальность сложно назвать высокой и обычно требуется поднести иденти- фикатор в виде карты или брелока близко к считывателю. частоты 860 мгц уже более интересны при решении задач идентификации автомобилей, а решения на основе меток 2,45 ггц являются, пожалуй, оптимальными для решения такого класса задач. Последние также часто используются в RFID-метках индустриаль- ного исполнения (противоударные, устойчивые к вибрациям, химически стойкие) со степенью защиты IK07/IP65 и выше. можно также встре- тить на рынке решения на основе идентифика- торов 433 мгц, но их сложно назвать самыми распространенными. Пассивные и активные идентификаторы для идентификации транспорта важной харак- теристикой будет наличие в метке собственного источника питания. чудес в природе не бывает, и, чтобы обеспечить повышенную дальность, требуется дополнительная энергия, которую надо откуда-то брать. Рассматривая пассивные и активные идентификаторы, следует учиты- вать, что первые не имеют своего источника питания: им достаточно энергии, индуцируемой в антенном контуре идентификатора излучени- ем считывателя. чаще всего это упомянутые в начале 125 кгц и 13,56 мгц. Плюсы – практи- чески не ограниченный срок службы, но малая дальность. Поскольку для идентификации авто- мобилей дальность – ключевой элемент, то обычно такие идентификаторы имеют питание. исходя из этого, наиболее распространенное сочетание – это 2,45 ггц с активными метка- ми. Такое решение не только позволяет реги- стрировать автомобили на хорошей дальности (10 и более метров), но также обеспечивает возможность делать это при высокой скорости транспортного средства. Пассивные метки могут просто не успеть считать сигнал. Технология должна подбираться под задачу Применяемая технология в любом случае зависит от решаемой задачи. Если у вас про- стая парковка со шлагбаумом, у которого надо остановиться по определению, применять счи- тыватели высокой дальности необязательно, вполне можно обойтись смарт-считывателями 13,56 мгц. Хочу лишний раз акцентировать внимание на том, что такие понятия, как защи- щенность от копирования и безопасность, несовместимы с proximity и с использованием UID при применении смарт-карт. Помните, что UID не защищен от чтения и не является сек- ретным, достаточно часто его даже наносят на карточку. "Уж сколько раз твердили миру…", но заказчики продолжают упорно наступать на одни и те же "грабли". Про копирование pro- ximity также где только не писали, но это дешево, и эту технологию также продолжают использовать, польстившись на низкую стои- мость. Уважаемые заказчики, не делайте оче- видных ошибок! Hands free и его особенности Рассматривая решения на основе RFID с повы- шенной дальностью чтения, помимо задачи идентификации автомобилей достаточно часто можно столкнуться с необходимостью иденти- фикации людей с проходом через точку доступа в режиме "свободные руки" (hands free). Реко- мендую использовать такие решения для уда- ленных точек прохода, поскольку есть "подвод- ные камни". Простой пример – коридор с боль- шим количеством дверей, оборудованных счи- тывателями с повышенной дальностью чтения карт (hands free). навстречу идут два сотрудни- ка с метками в кармане, один делает шаг влево, другой вправо, чтобы разойтись, и при наличии прав доступа все двери начинают открываться, хотя сотрудники не имели ни малейшего жела- ния в них зайти. Если акцентировать внимание на технологиях для hands free, то на нашем рынке можно подобрать решения на основе Bluetooth (BLE) и 433 мгц (считыватели и метки) без особых проблем. возвращаясь к теме идентификации автомоби- лей, кроме ключевых "трех китов", упомянутых в начале статьи, для некоторых заказчиков важным может оказаться формфактор иденти- фикатора (карта, метка в виде стикера, инду- стриальная метка для крепления снаружи авто- мобиля и пр.). Работа большинства идентифи- каторов строится по принципу "попал в поле действия считывателя – переслал на него свой код (передаваемый дальше в контроллер СКУд)". Плюсы такого алгоритма очевидны: пользователю не надо совершать дополнитель- ных манипуляций для идентификации, если только речь не идет о решениях с малой даль- ностью, где надо физически поднести карту к считывателю. Есть, однако, задачи, где активировать иденти- фикатор требуется принудительно и момент активации должен контролироваться пользова- телем. в этом случае могут применяться иден- тификаторы с кнопкой активации. Это могут быть брелоки или метки с креплением на при- соске к лобовому стеклу автомобиля, формфак- тор и тип крепления могут быть разными. Общим будет наличие кнопки (кнопок), только при нажатии на которые идентификатор выдаст свой код. Альтернатива RFID в контексте альтернативных технологий и в категории "преданья старины глубокой" могу вспомнить такую экзотику, как оптические счи- тыватели с форматом Wiegand, работающие в паре с брелоками, передающими данные на считыватель по инфракрасному лучу. "Зверуш- ка" была редкая, и из плюсов, пожалуй, можно было отметить два: приличная дальность и невозможность использования стандартных радиоканальных методов перехвата. Рассматривая альтернативные методы, ключе- вым условием будет дистанционный, бескон- тактный тип передачи информации от иденти- фикатора на считыватель, что, собственно, и привело к доминированию RFID на рынке СКУд в свое время и снижению популярности контактных карт с магнитной полосой. Сегодня таким альтернативным методом становится биометрия, и в первую очередь идентифика- ция по лицу. Технология уже стала массовой и доступной многим потребителям. другие биометрические технологии также не стоят на месте. в то же время рано сдавать RFID в утиль. Повсе- местное распространение смартфонов и разви- тие новых технологий вроде NFC и Bluetooth (BLE) продолжается и будет в перспективе еще долгое время удерживать RFID на вершине потребительских предпочтений. февраль – март 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ RFID-СчиТываТЕли и идЕнТифиКаТОРы для СиСТЕм РЕгиСТРаЦии людЕЙ и авТОмОбилЕЙ Алексей Гинце Директор по связям с общественностью компании "ААМ Системз" RFID: вчера, сегодня и завтра Мнение эксперта Поговорим о рынке радиочастотной идентификации, активных и пассивных иденти- фикаторах, особенностях использования hands free и альтернативах RFID. Э К С П Е Р Т И З А , МН Е Н И Я

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw