Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 78 февраль – март 2025 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ RFID-СЧИТыВАТЕЛИ И ИДЕНТИфИКАТОРы ДЛя СИСТЕМ РЕГИСТРАЦИИ ЛюДЕЙ И АВТОМОбИЛЕЙ Игорь Ядрихинский, PERCo Для идентификации людей в режиме "свобод- ные руки" подходят считыватели, работающие в UHF-диапазоне (860–960 МГц). Они способны осуществлять считывание на расстоянии до 10 м, обеспечивая бесконтактную идентификацию. Такие считыватели поддерживают антиколли- зионные алгоритмы, позволяя одновременно обрабатывать несколько меток, что важно при интенсивном потоке людей, например, на про- ходных предприятий. В качестве идентификаторов подойдут радиочастотные метки, интегрируемые в бейджи, значки, форменную одежду. При необходимости обеспечить высокий уро- вень защиты данных можно использовать комбинированные карты доступа, в которых установлена как радиочастотная метка, так и, например, чип MIFARE для более защи- щенного доступа в помещения. Однако дальность метки в этом случае составляет до 3–5 м. Для идентификации людей на расстоянии до 10 м подойдет также система, включаю- щая в себя Bluetooth-считыватели. В каче- стве идентификаторов в этом случае используются смартфоны. Такой способ отличается более высоким уровнем без- опасности, помехозащищенности, надежно- сти и удобства. К тому же мощность излуче- ния такого считывателя на порядок меньше мощности считывателей дальнего действия UHF-диапазона. Леонид Стасенко, Диамант групп Идентификация большегрузного транспорта, контейнеров и вагонов скорее актуальна не с точки зрения СКУД, а с точки зрения их учета. Слабо себе представляю, что при приближении того же вагона к точке прохода вагону следует открывать ворота. А с точки зрения учета наи- более оптимальным, наверное, будет примене- ние пассивной идентификации с хорошими считывателями и метками – решение, опти- мальное по бюджету, периодической замены батареек не требуется. Алексей Коноплёв, АРМО-Системы Решения для идентификации большегрузного транспорта и контейнеров по своему принципу работы мало чем отличаются от решений для идентификации легковых транспортных средств, поскольку в их основе тоже лежит взаимодействие "метка – считыватель". Николай Перепелица, НВП "Болид" Да, на современном рынке представлено обо- рудование для таких решений. Эти технологии позволяют отслеживать местоположение боль- шегрузного транспорта, контейнеров и ж/д вагонов и определять их направление движе- ния. Используются они как в логистике, так и в сфере технического обслуживания, ремонта и эксплуатации. Основные особенности RFID- компонентов в данной отрасли – это большая дальность действия, возможность использова- ния без прямого контакта, длительный срок службы пассивных меток, разнообразие форм (наклейки или корпус), высокая пыле- и влаго- защищенность (IP67/68), широкий температур- ный диапазон (от -40 до +85 °С). Иван Кондратенков, К2Тех Для таких задач чаще используются частоты UHF и SHF, так как считыватель не всегда удается разместить близко, например, к ж/д вагону. Если мы говорим о морском терминале, нужно также учитывать сохранность оборудования. Существуют активные SHF-метки, работающие на аккумуляторных батареях. Они устойчивы к перепадам температур, влажности и механи- ческим повреждениям благодаря специальному устройству корпуса. Если заказчик не хочет менять батарейки каждые 2–3 года, можно рассмотреть UHF-метки. Да, рабочий диапазон будет меньше, но удобство эксплуатации – выше. Вопрос дальности считывания критичен в местах, где контейнеры могут раскачиваться при транспортировке кранами. Отмечу видеоаналитику, способную определять как тип предмета, так и номер, указанный на корпусе, будь то вагон, контейнер или что-то еще. Однако здесь важно при проектировании учитывать погодные условия: грязь и снег на объекте могут мешать видеокамере считывать информацию. Аркадий Созданов, СОАР Наиболее распространенной системой для решения этих задач является видеосистема для распознавания номеров. Номера вагонов, кон- тейнеров, большегрузного транспорта не меняются в принципе и являются стационарны- ми. В системе вагон всегда привязан к наклад- ной – это уникальный номер, который далее передается в базу данных. По связке "номер накладной – номер вагона" мы можем узнать основные атрибуты перевозки. В качестве идентификаторов RFID также приме- няются пассивные и активные метки UHF-мет- ками на грузы. Идентификация железнодорожного транспорта может осуществляться с помощью систем авто- матической идентификации, основанных на использовании сверхвысоких радиочастот (СВЧ- системы). Например, таковой является система автоматической идентификации "ПАЛЬМА". Игорь Ядрихинский, PERCo Для идентификации таких объектов могут приме- няться системы распознавания номерных знаков (ANPR), RFID-метки или интегрированные реше- ния, сочетающие в себе визуальное распознава- ние (ANPR) и RFID-технологии. Например, на железнодорожных узлах используются интегриро- ванные решения, где система с камерой, оснащен- ной алгоритмами OCR для распознавания номе- ров вагонов, дополняется RFID-считывателями, что обеспечивает многоуровневую идентификацию. Идентификация большегрузного транспорта, контейнеров и ж/д вагонов – есть ли сейчас доступное оборудование для решения таких специфических задач СКУД? Леонид Стасенко, Диамант групп Если не RFID, то можно рассмотреть считывате- ли QR-кодов. Современные сенсоры QR-кодов при приемлемых размерах самого кода (напри- мер, 10х10 см) могут читать их на расстоянии метра и более. Кроме того, можно использовать системы рас- познавания изображений (в том числе и на базе искусственного интеллекта). Типичный при- мер – системы распознавания автомобильных номеров, системы распознавания лиц. Но все эти технологии имеют один существенный недостаток по отношению к RFID: требуется пря- мая видимость и отсутствие помех (той же грязи на автомобильных номерах). Алексей Коноплёв, АРМО-Системы На российском рынке СКУД технологии даль- ней идентификации, не относящиеся к классу RFID, встречаются относительно редко. Однако можно обратить внимание на методы, связан- ные с использованием видеокамер: биометрия (распознавание лиц, радужной оболочки глаза и т.д.), считывание QR-кодов. Можно выделить также системы видеоаналитики, которые хоть и не являются традиционными методами иденти- фикации, но могут использоваться для монито- ринга и распознавания лиц или транспортных средств на расстоянии. Что касается дефицита, то на российском рынке наблюдается недостаток доступных и надежных биометрических систем, особенно после пре- кращения поставок некоторых зарубежных про- дуктов. Кроме того, существует ряд жестких тре- бований в нормативной базе для биометриче- ских СКУД, что может препятствовать развитию новых технологий. Какие еще технологии дальней идентификации, не относящиеся к классу RFID, вам встречались на отечественном рынке СКУД? Что можно найти на российском рынке сегодня, а в чем испытывается дефицит?

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw