Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2025
тактильному оповещению и другим техниче- ским средствам индивидуального оповещения. l Требования пожарной безопасности к другим компонентам системы технических средств оповещения. Пояснение: оборудование громкоговорящее речевое оповещения и телекоммуникационное оборудование для коммутации сообщений (сиг- налов); электропитание; приборы управления оповещателями; соединительные линии; радио- канальная линия связи, местное, дистанционное и автоматическое управление; эвакуационные знаки; зоны оповещения людей о пожаре; под- ключения к линиям и каналам связи; пожарный пост; другие компоненты, предназначенные для оповещения людей о пожаре. l Требования пожарной безопасности к ком- плексу организационно-технических меро- приятий и управлению эвакуацией людей, в том числе маломобильных групп населения. Разделы в содержании новой редакции СП 3.13130 Разделы в содержании новой редакции СП 3.13130 необходимо дополнительно рас- смотреть более рационально и подробно. Име- ется очень много вопросов, включая двойное толкование, необоснованность ряда техниче- ских требований или ненужной информации, изложенной в виде требований, например, к разделу 5 "Требования к звуковому и речево- му оповещению людей о пожаре и управлению эвакуацией людей при пожаре в здании, соору- жении", а также к другим разделам. Содержание. Пояснения по некоторым приложениям в СП 1. Исключить Приложение В (рекомендуемое) "Сигнал эвакуации". Пояснение: требуются годы для перестройки про- мышленного производства и сертификации соот- ветствующих компонентов, а необходимость такой перестройки должна быть подтверждена технико-экономическим обоснованием и измене- нием ГОСТ 34699, в котором указаны технические требования к сигналам пожарных оповещателей. 2. Исключить Приложение Г (рекомендуемое) "Определение области действия светового опо- вещателя". Пояснение: необходимо уточнение текста приложения и вначале внести изменения в ГОСТ 34699, а необходимость изменений тре- бований к световому оповещателю должна быть подтверждена технико-экономическим обоснованием. 3. Исключить Приложение Д (справочное) "Реко- мендации по выполнению электроакустического расчета" и ввести его в содержание в виде основ- ного раздела "Требование по выполнению элек- троакустического расчета". Пояснение: введение нового раздела устранит многочисленные про- блемы проектирования и контроля СОУЭ. После уточнения "Содержания" и перекомпо- новки информации в разделах необходимо рассмотреть разделы и приложения дополни- тельно для исключения двойного толкования, необоснованности ряда технических требова- ний или ненужной информации, изложенной в виде требований, а также для понимания того, как пожарный надзор будет контролировать нормативные требования. О некоторых замечаниях к пунктам свода правил В зданиях, сооружениях на стадии проектов модернизации в большинстве случаев не реа- лизуются проекты СОУЭ, хотя их стоимость на прядки меньше стоимости модернизации. Необходимо учесть это в п. 1.1. нового свода правил. Принимая во внимание особенности требова- ний к СОУЭ жилых зданий, с учетом взаимо- действия с частными лицами, необходимо вывести из новой редакции СП 3.13130 требо- вания к СОУЭ жилых зданий, для этого нужен отдельный документ. Необходимо разделить понятия "световой опо- вещатель для оповещения о пожаре" и "свето- вой оповещатель как световой указатель для светового управления эвакуацией людей при пожаре в здании, сооружении". О ситуации с СОУЭ на некоторых предприятиях Для разработки нормативных документов и тем более проведения "революционных" изменений разработчикам необходимо изучать реальную ситуацию с СОУЭ на предприятиях. Возможно, будет полезна нижеследующая информация. Как показывает опрос представителей некото- рых предприятий, есть проблемы взаимодей- ствия между собственниками, службами пред- приятия и проектными организациями, нося- щие системный характер, одна из них – мини- мизация затрат. Дело в том, что при решении основных технических проблем строительства предприятия (капитального ремонта, рекон- струкции, технического перевооружения и др.) вопросы пожарной безопасности по СОУЭ часто отдаются на откуп проектировщикам и в числе требований при заключении договорных отно- шений появляется минимум затрат. Отчасти это делается из-за ошибочного пони- мания мер ответственности некоторыми руко- водителями подразделений предприятий, отве- чающих за капитальное строительство, пожар- ную безопасность и др. Часто они считают, что "не их обязанность" вникать в общие типовые технические вопросы проекта СОУЭ по реаль- ному уровню шумов, соответствующему выбору оповещателей, оценке их количества и т.п. С другой стороны, нормативные документы возлагают часть ответственности также и на тех- ническую службу предприятия, которая в том числе осуществляет контроль за соблюдением проектной дисциплины, правил и норм пожар- ной безопасности, а также заключает с про- ектными организациями договоры на разработ- ку проектов реконструкции предприятия и осу- ществляет контроль за их разработкой. Однако в то же время у технической службы много дру- гих проблем по основному производству, и про- блемы проектирования СОУЭ уходят на второй план. Проектные же организации для минимизации собственных затрат на разработку СОУЭ для предприятий-заказчиков применяют свои типо- вые решения по оповещателям, занижая уро- вень шумов, не изучая появившиеся современ- ные излучатели звука, более выгодные заказчи- кам проектов для обеспечения требований нор- мативных документов. При этом эксплуатиру- ется вера заказчиков в проектировщиков, а со стороны проектировщиков наблюдается некри- тическое отношение к недостаткам техническо- го задания, предварительного согласования документации и т.д. В последние годы проекты СОУЭ становятся составной частью проектов систем пожарной сигнализации и автоматических и (или) авто- номных установок пожаротушения. В ряде этих проектов СОУЭ не выделяется отдельным про- ектом, ей бывают уделены только несколько абзацев. Имеют место и случаи собственной трактовки или двойного толкования правил. Например: при звуковом оповещении защищаемого поме- щения при уровне шума более 95 дБА мигаю- щего светового оповещателя достаточно и зву- ковой оповещатель не требуется, или необяза- тельно соблюдать условия +15 дБА к уровню шума помещения и др. Иногда заказчики, занимая позицию "будут замечания – будем исправлять", зачастую, реа- лизовав при строительстве проект СОУЭ, далее при контроле пожарного надзора вынуждены планировать ее модернизацию при эксплуата- ции, то есть платить дважды. Деятельность пожарного надзора в последние годы резко сократилась, в том числе и из-за зако- нодательных ограничений, что позволяет заказ- чикам надеяться, что проверка их не коснется. В конечном итоге не обеспечивается требова- ние Конституции по гарантии государственной защиты прав на жизнь, охрану здоровья и без- опасность, указанные в ст. 20, 41, 45 и 71. Соз- дается впечатление, что нет также достаточного опыта в части пожарного надзора для совер- шенствования нормативных требований свода правил. Пожарный надзор в части СОУЭ надо возвра- щать. Заключение Новая редакция СП 3.13130 требует доработки с учетом: l Конституции Российской Федерации; l приоритетности СОУЭ во взаимодействии с другими системами; l необходимости сохранения преемственности и совершенствования имеющегося нормати- ва, чтобы не навредить с нововведением; l необходимости упрощения понимания требо- ваний свода правил за счет изменения струк- туры содержания, введения новых разделов, исключения двойного толкования, необосно- ванности ряда технических требований или ненужной информации, изложенной в виде требований, а также понимания, как пожар- ный надзор будет контролировать норматив- ные требования. Необходимо также работать над тем, чтобы нормативные документы были более рацио- нальны, без двойного толкования и направлены в том числе на улучшения взаимодействия между службами предприятия, проектными, монтажными организациями и пожарным над- зором. n Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru февраль – март 2025 www.secuteck.ru 88 О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw