Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020
Данная программа разработана с целью повыше- ния качества работы операторов на интроскопах и минимизации рисков пропуска опасных пред- метов в зону транспортной безопасности. Это первое в России решение по автоматизации конт- роля состояния и работоспособности персонала, работающего за рентгенотелевизионным интро- скопом (РТИ), которое анализирует видеопоток с камеры, установленной на экране монитора оператора. Видеоаналитика построена на базе двух сверхточных нейронных сетей: одна опре- деляет положение глаз и головы оператора, а вторая анализирует направление взгляда и определяет предметы и области на экране мони- тора, на которых фиксируется взгляд оператора. В процессе работы происходит непрерывное отслеживание состояния оператора на соответ- ствие следующим профилям состояний: l сон; l поворот головы; l взгляд за пределы экрана; l потеря бдительности; l отсутствие человека на месте. В случае возникновения соответствия одному из указанных профилей система классифицирует данное состояние как нарушение, за этим последует звуковой сигнал и блокировка кон- вейерной ленты РТИ. Факт наступления события вносится в электронный журнал безопасности с возможностью просмотра видеоизображения. Данные настройки могут варьироваться в зави- симости от задач. Использование нейросетевых технологий На сегодняшний день в Шереметьево успешно протестирован программно-аппаратный ком- плекс по обнаружению запрещенных к проносу в зону транспортной безопасности предметов. Оборудование, в программное обеспечение которого заложен принцип работы нейросетей, устанавливается на каждый интроскоп, анали- зирует выводимое с интроскопа на рабочий монитор РТУ изображение, распознает и обна- руживает такие подозрительные и запрещенные предметы, как огнестрельное и холодное ору- жие и их компоненты, емкости из любого металла объемом 50 мл и более, электронику, пиротехнику и другое. Высокотехнологический путь развития обеспечения безопасности Внедрение новых достижений в области разви- тия технических систем и оборудования для обеспечения транспортной и авиационной без- опасности является неотъемлемой частью техни- ческой политики АО "Международный аэропорт Шереметьево" при модернизации существующих и строительстве новых объектов в аэропорту. В настоящее время в Шереметьево функциони- руют два высокотехнологичных зональных пункта управления обеспечением транспортной безопасностью в южном и северном терми- нальных комплексах. Операторы пунктов в режиме реального времени контролируют весь периметр аэропорта и автоматически получают тревожные сообщения с информаци- ей о месте возникновения событий. Помимо досмотра с использованием техниче- ских средств в аэропорту Шереметьево приме- няются многие другие меры обеспечения без- опасности: используются розыскные собаки кинологической службы, осуществляется патру- лирование в терминалах и на привокзальных площадях, в том числе в пассажиропотоке рабо- тают инспекторы-профайлеры "в штатском", реа- лизуется комплекс мер по охране воздушных судов и объектов аэропорта. Система обеспечения безопасности в аэропорту Шереметьево постоянно совершенствуется и позволяет с высокой эффективностью выявлять и предотвращать пронос опасных предметов и веществ в самолеты. Так, по итогам 2019 г. при досмотре пассажиров, ручной клади и багажа, а также грузов и почтовых отправлений в аэро- порту Шереметьево было выявлено и изъято 2087 единиц оружия, в том числе: 5 – огне- стрельного, 88 – холодного, 34 единицы оружия других видов, 1830 единиц специальных средств, 2123 единицы колюще-режущих предметов. С 17 по 28 июня 2019 г. Международная орга- низация гражданской авиации (ИКАО) провела плановую проверку Российской Федерации в рамках механизма непрерывного мониторин- га универсальной программы проверок ИКАО в сфере обеспечения авиационной безопасно- сти. Аэропорт Шереметьево стал одним из аэропортов России, в котором зарубежные аудиторы провели проверку практической реа- лизации государственных требований по обес- печению авиационной безопасности. По результатам проверки аэропорт Шереметь- ево был признан полностью соответствующим стандартам ИКАО. В ходе аудита положитель- ную оценку получили новые объекты, введен- ные в эксплуатацию в преддверии чемпионата мира по футболу–2018: пассажирский терми- нал В на 20 млн пассажиров и грузовой ком- плекс ООО "Москва Карго" мощностью 380 тыс. тонн грузов в год. Особо отмечено, что в ходе проектирования и строительства данных объ- ектов инфраструктуры были учтены основопо- лагающие принципы ИКАО – обеспечение должного уровня авиационной безопасности при упрощении процедур и сокращении време- ни предполетных формальностей. Обеспечение самых высоких стандартов транс- портной и авиационной безопасности – без- условный приоритет деятельности аэропорта. Учет всех требований при планировании терми- нального комплекса, анализ лучших мировых и отечественных практик, тщательный отбор технических систем и оборудования, обучение и постоянное повышение квалификации сотрудников дают возможность комплексно подходить к этой деятельности в условиях интенсивного роста пассажиропотока. n www.secuteck.ru апрель – май 2020 ДОСМОТРОВЫЕ СИСТЕМЫ С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 83 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Схема автоматизированного комплекса радиационного контроля
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw