Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2021

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 112 Т ранспорт играет огромную роль в жизни любого современного человека и занимает особое место в развитии инфраструктуры горо- да и целого государства. Так как транспортный комплекс крайне важен для экономической деятельности любой страны, то неотъемлемым требованием к транспортной инфраструктуре является способность противостоять любым видам внешних угроз, будь то хулиганские дей- ствия, террористические и кибератаки или рас- пространение коронавирусной инфекции. Что можно и что нельзя Для предотвращения всевозможных угроз на государственном уровне принимается система запретов и ограничений, исполнение которых носит общеобязательный характер, а за их нару- шение, как правило, предусматривается адми- нистративная ответственность. К таким запретам и ограничениям добавляются стандарты и пра- вила пользования тем или иным конкретным видом транспорта (метрополитеном, воздуш- ным и др.). Какие-то правила могут выдумы- ваться перевозчиками или же руководством объекта (вокзала, аэропорта и др.) вне утвер- жденного законодательства и обусловливаться техническими и архитектурными особенностями объекта, на территории которого должен дей- ствовать четкий внутриобъектовый режим. Таким образом, чаша весов между "можно" и "нельзя" для пассажира все больше наклоняется в сторону запретов, несмотря на то, что пребы- вание и пользование услугами перевозчика для пассажира является платным. Стоит ли говорить о том, что комфорт пассажи- ров и качество оказываемых услуг далеко не всегда принимаются во внимание при введении некоторых ограничений. Опасность транспорта Проблемам повышения антитеррористической безопасности в большинстве государств уде- ляется особое внимание, поскольку теракты не только наносят серьезный материальный ущерб, но и становятся известными широкой общественности и оказывают негативное соци- ально-политическое воздействие на население, вызывая напряженность в обществе. Решение этой сложной задачи требует как дополнитель- ных затрат и оснащения транспорта современ- ными техническими средствами, так и адекват- ных, упреждающих изменений в подходах к технологии и организации перевозочного процесса, оптимизации форм и методов обес- печения безопасности на транспорте 1 . Политика государства в области обеспечения транспортной безопасности должна, с одной стороны, достигать конкретных целей, а с дру- гой – перераспределять и минимизировать ущерб, снижать тяжесть последствий, не только экономических и технологических, но и вообще всех возможных. Задача государства здесь – формировать и проводить политику, направ- ленную на нейтрализацию рисков в транспорт- ной отрасли, в том числе исходящих от между- народных террористических организаций. Госу- дарственная политика в области обеспечения транспортной безопасности посредством пере- распределения ресурсов должна способство- вать балансу групп интересов в транспортной отрасли 2 . Важно признать, что объекты транспорта отно- сятся к объектам повышенной опасности для пассажиров и лиц, находящихся на этих объ- ектах, будь то провожающие или иные гражда- не. Связано это в первую очередь с технологи- ческими операциями (движение транспортных средств, функционирование различных техни- ческих систем и др.). Дополнительную опас- ность составляет, конечно же, массовое пребы- вание граждан на ограниченной архитектурны- ми особенностями территории объектов транс- портной инфраструктуры. В условиях текущей санитарно-эпидемиологической обстановки это апрель – май 2021 www.secuteck.ru Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Рис. 1. Локализация теракта в Петербургском метрополитене 3 апреля 2017 г. Рис. 2. Оснащение станции Петербургского метрополитена "Ладожская" Опасность и безопасность транспорта В этой статье порассуждаем о достоинствах и недостатках современного обще- ственного транспорта. Вокруг действует целая система обеспечения безопасности, которая включает в себя одни меры со стороны государства, другие – со стороны перевозчика. Установленные правила поведения для пассажиров могут быть направ- лены на антитеррористическую защищенность объекта или транспортного средства, улучшение текущей санитарно-эпидемиологической обстановки либо могут быть обусловлены какими-либо иными стандартами. Однако принятие всех мер со сто- роны государства, перевозчика и конкретного должностного лица не может гаран- тировать абсолютную безопасность общественного транспорта, а порой несет в себе еще большую опасность для пассажира. Рассмотрим факторы опасности и безопас- ности современного транспорта и вектор развития данного направления 1 Исаков Д.А. Риск-менеджмент в транспортной инфраструктуре как фактор обеспечения безопасности территорий // Вестник университета (ФГБОУ ВПО "Государственный университет управления"). 2013. № 7. С. 45–49. 2 Тимченко А.В. Институционализация государственной политики обеспечения транспортной безопасности как форма интеграции системы государственной политики // Политическая наука. 2017. Спецвыпуск. С. 124–136.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw