Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2021

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 113 приобретает особое значение. Безусловно, угрозы совершения актов незаконного вмеша- тельства (АНВ), в том числе террористических, представляют собой не меньшую, а возможно, и наибольшую опасность для пользователей транспорта. Недаром повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы заявлено в качестве приоритетной цели Федеральной целевой программы "Разви- тие транспортной системы России" 3 . Чем же вызвана такая политика государства и тенденция защиты отдельных объектов инфраструктуры? Конечно, произошедшими террористическими актами на объектах транс- порта за последние годы, призванными вызвать общественный резонанс, снизить уровень защищенности граждан, поставить под сомне- ние принимаемые государством меры и без- опасность транспорта. Одним из таких стал тер- акт в Петербургском метрополитене 3 апреля 2017 г. на перегоне между станциями "Сенная площадь" и "Технологический институт". По версии Следственного комитета РФ, взрыв осуществил террорист-смертник. В теракте пострадали 103 человека, 16 из них погибли (в их числе исполнитель теракта). В декабре 2019 г. 11 человек, по мнению следствия при- частных к организации теракта, были осуждены на сроки от 19 лет лишения свободы до пожиз- ненного заключения. Вопросы обеспечения транспортной безопасно- сти в последнее время остро обсуждаются в различных государствах всего мира. Трудно переоценить значение мероприятий по укреп- лению транспортной безопасности для России. Так, надежность транспортного комплекса в процессе обеспечения национальных интересов играет важную роль, которая обусловлена: 1) происходящими в России политическими и социально-экономическими процессами; 2) присущими исключительно ей характеристи- ками территории; 3) уникальным положением на евразийском континенте 4 . Безопасность транспорта На момент произошедшего в Петербургском метрополитене теракта (2017 г.) система транспортной безопасности страны, включаю- щая в себя свод законодательства, контроль- но-надзорную деятельность, оснащение инженерно-техническими средствами, физи- ческую охрану объектов, профессиональную подготовку и аттестацию и т.д., действовала уже не первый год, а точнее – с 9 февраля 2007 г., то есть с момента издания Федераль- ного закона № 16-ФЗ "О транспортной без- опасности". А на воздушном транспорте подобные меры применялись так и вовсе еще в XX веке. Многое из того, что в аэропортах давно ассо- циируется с безопасностью, и сформировало у нас определенные привычки (приезжать на рейс заблаговременно, четко следовать инструкциям работников досмотра и др.), все больше входит в нашу жизнь и на других видах транспорта. Год от года растущая опасность терроризма и изменчивость его природы свидетельствуют о необходимости периодического пересмотра и уточнения его содержания. Кроме того, дан- ное явление, имея связь с политикой, требует к себе исключительно осторожного отношения. Необходимо учитывать и то, что терроризм – динамичное по своей сути явление и понятие. С момента своего появления он угрожал преж- де всего власти и, как любой политический феномен, входил в разряд явлений, связанных с политическим насилием, характеризующимся динамикой своего содержания 5 . Государство и транспортные предприятия тратят огромные средства и усилия во благо безопас- ности людей. Все тот же теракт 2017 г. в метро привел к необратимым последствиям как для работников транспортной отрасли, так и для пассажиров. Количество сотрудников, задей- ствованных в досмотровых мероприятиях, уве- личилось в разы, станции все больше оснаща- лись современными техническими системами безопасности, а досмотр на ряде станций из выборочного стал тотальным (хоть и на корот- кое время) и максимально приближенным к тому, что мы видим в аэропортах. Общественный резонанс Справедливости ради стоит отметить, что опи- санные меры были выдуманы не самими работниками транспортного предприятия, а продиктованы требованиями законодатель- ства, которые неизменно и в полном объеме соблюдают на воздушном транспорте, но опус- кают на любом общественном транспорте из-за пассажиропотока. Одна из ключевых проблем законодательства о ТБ – его универсальность по отношению ко всем видам транспорта (авиационному, мор- скому и внутреннему водному, автомобильно- му, железнодорожному и внеуличному) и дорожному хозяйству. Нацеленность закона на формирование единых и прозрачных для всех видов транспорта правил вызывает пони- мание. Однако им не были учтены нормы юри- дических институтов, возникших ранее и дей- ствовавших на момент его вступления в силу 6 . Ввиду открытости и доступности транспортного предприятия, вездесущности движения транс- портных средств, широкого распространения транспортной системы и наличия многих потен- циально опасных мест антитеррористические меры безопасности сталкиваются со значитель- ными препятствиями 7 . К чему привели эксперименты с тотальным досмотром на станциях метро? Все к той же социальной и общественной напряженности населения и жалобам граждан в адрес высших должностных лиц города и государства. Полу- чается некий замкнутый круг, в котором и недо- статочные, и избыточные меры приводят все к тому же общественному резонансу. Предупреждение террористических актов на транспорте заключается в проведении эффек- тивных мероприятий по усилению охраны важ- ных объектов (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других мест транспортной инфраструктуры, так как они чаще всего являются объектами атак террористов). Совер- шенствование механизма нормативного регу- лирования требует внедрения самых современ- ных технических средств контроля и защиты, что автоматически подразумевает увеличение ассигнований на подобные цели, разработку и реализацию программ подготовки спецпод- разделений по обеспечению безопасности на транспорте и объектах транспортной инфра- структуры 8 . www.secuteck.ru апрель – май 2021 Рис. 3. Очередь на входе на станцию "Электросила" Петербургского метрополитена в связи с проведением 100%-го досмотра пассажиров Рис. 4. Зона досмотра в аэропорту Шереметьево 3 Сидоренко А.В., Махина С.Н. Обеспечение транспортной безопасности в современном понимании // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 4. С. 70–73. 4 Попова М.А., Переверзева Е.С. Правовое обеспечение транспортной безопасности в России: проблемы и ретроспектива // Сборник Международной заочной научно-практической конференции "Актуальные вопросы современной юридической науки: теория, практика, методика". 2016. С. 213–216. 5 Джинджолия Р.С., Хачидогова М.М. О некоторых вопросах определения терроризма и информационного терроризма // Уголовная юстиция. 2019. № 13. С. 25–28.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw