Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2021

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 60 М етрополитены – это предприятия, связан- ные с повышенной опасностью, уровень которой существенно возрастает в условиях возникновения аварии или пожара. Статистика и опыт эксплуатации метрополите- нов мира показывают, что это опасные, в том числе с противопожарной точки зрения, обще- ственные объекты, большей частью работаю- щие в подземных условиях с использованием стационарно смонтированных эскалаторов и являющиеся местами с массовым пребывани- ем людей. Кроме того, метрополитены – сложные инже- нерно-технические сооружения, представляю- щие собой множество станций, объединенных сетью подземных тоннелей. При нарушении эксплуатационных правил, сбоях в работе по различным причинам, недостаточном уровне защиты от аварии или пожара, при возникно- вении даже одного очага возгорания они чрез- вычайно уязвимы, так как удалены от поверх- ности и могут быть быстро задымлены, что может привести к массовой гибели пассажиров, работников и значительному материальному ущербу. Поэтому вопросам обеспечения без- опасности на объектах метрополитенов всегда уделяется особое внимание как администраци- ей таких транспортных предприятий, так и сотрудниками подразделений. Критерии опасности объектов метрополитена Основные объекты в структуре метрополитена, которые представляют особую опасность, – электровозные депо, включающие в себя парк для отстоя, текущего ремонта, технического сервиса электровозов, вагонов поездов и мото- возов. На территории метро размещены администра- тивно-бытовые, производственные, складские помещения, в том числе с хранением горючих жидкостей, горюче-смазочных, лакокрасочных материалов, используемых для топливной заправки мотовозов, проведения окрасочных работ при ремонте, обслуживании подвижного состава, а также электроподстанции, обеспечи- вающие электрическую тягу для поездов метро. Станции метрополитена характеризуются боль- шей частью подземными остановочными пунк- тами, состоящими из комплекса залов, перехо- дов, лестниц, эскалаторов и помещений для обслуживания пассажиров, размещения инже- нерного оборудования, дежурного персонала. Кабельные сооружения – тоннели, коллекторы, коридоры и технические этажи, шахты, отсеки, камеры предназначены для прокладки электри- ческих трасс, монтажа соединительных муфт, свободного прохода обслуживающего персона- ла. Они характеризуются высоким уровнем пожарной нагрузки, а в часы пик только один поезд метро перевозит более 1 тыс. пассажи- ров. Актуальность газового контроля в метро Для повышения безопасности пассажиров и сооружений метрополитена с целью раннего обнаружения аварии или пожара целесообраз- но использовать современные системы газового контроля. Работа по дальнейшему совершенствованию современных систем, а также отдельных техни- ческих средств раннего обнаружения аварий (загораний) является весьма актуальной ввиду: l перехода предприятий и организаций к хоз- расчетным отношениям; l сокращения численности малоквалифици- рованной части обслуживающего персона- ла, обеспечивающего контролирующие функции; l возрастания роли автоматизации про- изводств; апрель – май 2021 www.secuteck.ru Александр Лукьянченко Заместитель генерального директора ООО "ПГИ"по пожарной безопасности, к.т.н. Леонид Волков Заместитель генерального директора ООО "ПГИ"по техническим вопросам Анна Столлер Диспетчер службы оперативного обеспечения ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России Никита Лукьянченко Наладчик КИПиА ООО "ПГИ" С татистика и опыт эксплуатации метрополитенов мира показывают, что это опасные, в том числе с противопожарной точки зрения, обще- ственные объекты, большей частью работающие в подземных условиях с использованием стационарно смонтированных эскалаторов и являю- щиеся местами с массовым пребыванием людей Газоаналитические системы для повышения безопасности метрополитенов Метрополитены России ежедневно перевозят более 20 млн человек. Самый большой объем перевозок осуществляется Московским метрополитеном. Главная опасность метрополитена в том, что на этом подземном объекте в случае какого-либо инциден- та, будь то авария, пожар, теракт или отключение напряжения, любой работник и пассажир становится заложником ситуации и без помощи успешная эвакуация может быть затруднительна

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw