Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 125 Николай Махутов Председатель комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель секции по безопасности и правоохранительной деятельности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., профессор Владимир Балановский Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук Никита Первушин Генеральный директор Фонда развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты РФ С тратегия национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400) указывает на то, что национальная без- опасность обеспечивается путем достижения целей и решения задач, предусмотренных в рамках девяти стратегических национальных приоритетов, в частности "сбережения народа России и развития человеческого потенциала; защиты традиционных российских духовно- нравственных ценностей, культуры и историче- ской памяти". Законодательные основы Согласно ФЗ-184 от 27.12.2002 г. "О техниче- ском регулировании" (ред. от 02.07.2021 г.) "безопасность – это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровья граждан, имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью…". Закон выделяет 11 основных видов опасностей и содержит указание о суще- ствовании других опасностей, общее число которых достигает порядка 100 видов. Государственные органы и бизнес-сообщество РФ вырабатывают нормативные документы, регламентирующие процесс защищенности от деструктивного воздействия 20 факторов раз- личной природы. Эти факторы можно разбить на пять групп: природные и техногенные, акты незаконного вмешательства 1 , человеческий фактор, культура безопасности (профессио- нальное мастерство, знания, навыки, психофи- зическое здоровье). В РФ существует порядка 35 органов, осуществ- ляющих контрольно-надзорные функции в области безопасности. Одним из направлений обеспечения безопас- ности согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодей- ствии терроризму" является осуществление деятельности в области обеспечения антитер- рористической защищенности 2 объектов (тер- риторий) и минимизации последствий про- явления терроризма субъектами этой деятель- ности. Деятельность в этой сфере регулируется постановлениями Правительства РФ по отрас- лям в форме требований к антитеррористиче- ской защищенности объектов (территорий). Стратегические цели обеспечения националь- ной безопасности в сфере науки и образова- ния достигаются за счет совместного скоорди- нированного: l развития государственных научных и научно- технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и разви- тия национальной инновационной системы; l повышения социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования. Инновационное развитие как фактор государственной безопасности Качество инновационного развития националь- ной экономики определяется образованием, являющимся основой для устойчивого разви- тия, и с помощью мероприятий по безопасно- сти, "снижающих недопустимый риск, связан- ный с причинением вреда жизни или здоровья граждан". В то же время односторонние санк- ции со стороны недружественных стран именно в отношении образовательных организаций РФ направлены на их системное отставание при переходе на новый технологический уклад. Поэтому необходимость совершенствования государственной инновационной и промыш- ленной политики требует активного противо- действия угрозам в сфере образования. Задачи обеспечения национальной безопасно- сти в сфере образования решаются с помощью: l формирования системы целевых фундамен- тальных и прикладных исследований и ее государственной поддержки в интересах организационно-научного обеспечения достижения стратегических национальных приоритетов; l создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских универси- тетов, обеспечивающих в рамках коопера- ционных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разра- ботки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, органи- зации наукоемкого производства; l отбора и реализации аттестованных образо- вательных программ 3 , ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития, органов и сил обеспечения нацио- нальной безопасности; l обеспечения участия Российской академии наук, научных и образовательных организа- ций в технологических и исследовательских проектах. Требования к разделам по безопасности в образовательных программах Программы, на базе которых строится образо- вательный процесс, освещают различные сто- роны функционирования инфраструктур 4 , обеспечивающих все сферы жизнедеятельно- сти в РФ. Поэтому все образовательные про- граммы, без исключения, должны проходить экспертную проверку и профессионально- общественную аккредитацию. Они должны включать в себя соответствующие разделы, отражающие основные понятия и требования по обеспечению национальной безопасности РФ, в зависимости от направленности учебного курса: природной и техногенной безопасности или антропогенной (социальной, обществен- ной, гуманитарной, информационной). В обра- зовательных программах должны учитываться требования федеральных законов и постанов- лений Правительства РФ, направленных на обеспечение безопасности, защиты от военных и террористических угроз, несанкционирован- ного вторжения, без соблюдения которых будущие специалисты не смогут выполнять работы, подвергающиеся проверкам контроль- но-надзорных органов или проходящие госу- дарственную экспертизу. www.secuteck.ru апрель – май 2023 Безопасность в сфере образования и развития профессиональных квалификаций Состояние науки, технологий и образования в РФ во многом определяет защищен- ность ее национальных интересов от внутренних и внешних угроз и в конечном итоге существенно влияет на уровень национальной безопасности 1 Акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. 2 Антитеррористическая защищенность – это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, которое препятствует совершению террористического акта. 3 Например, дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности, согласованных с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). 4 Инфраструктура – совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т.п., обеспечивающая деятельность общества или какой-либо ее сферы (военной, транспортной, промышленной, социальной и т.п.).

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw