Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023
В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 126 Таким образом, включение требований без- опасности в образовательные программы обес- печивает в последующем повышение эффек- тивности контрольно-надзорной деятельности. При разработке образовательных программ должно учитываться изменение психологии людей, а также возникновение интеллектуаль- ного терроризма в мирное время и в мобили- зационный период. Они должны способство- вать формированию цифровой инструменталь- ной платформы, объединяющей сквозные циф- ровые технологии и искусственный интеллект, обеспечивать переход к управлению измене- ниями качества и культуры безопасности для адаптации к перспективным угрозам. Только в этом случае образовательные программы смогут эффективно обеспечивать подготовку специалистов, участвующих в управлении научно-технологическим развитием и трансфе- ром в практику безопасных решений. Образо- вательные программы должны быть разработа- ны в соответствии с требованиями Федераль- ного закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 29.12.2022 г.), приказа ФСТЭК № 17 от 11.02.2013 г. "Об утверждении требований о защите инфор- мации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (в ред. приказов ФСТЭК России № 27 от 15.02.2017 г. и № 106 от 28.05.2019 г.). Образовательные программы для работников объектов инфраструктуры Культура и образование являются системообра- зующими факторами государственности, укреп- ляющими национальную безопасность РФ. Именно образование формирует культурную основу всестороннего развития безопасности. Например, чернобыльская авария показала, что немаловажным элементом безопасности является культура обеспечивающих ее специа- листов, которая поддерживает информацион- ные и интеллектуальные процессы, определяет уровень культуры безопасности и ее качество. В связи с тем, что риски, в том числе военные и террористические, растут, а технологии их парирования не всегда им адекватны, особое внимание при разработке образовательных программ для подготовки специалистов объ- ектов инфраструктуры 5 (ОИ), занятых обеспече- нием безопасности и антитеррористической защищенности, уделяется поиску "лучших прак- тик" с использованием риск-ориентированных образовательных программ. Программы реали- зуются с помощью технологических и надзор- ных аппаратно-программных комплексов, используемых также для создания систем ком- плексной безопасности ОИ, предусматриваю- щих на конкретном ОИ: l зональное построение системы комплексной безопасности (создание последовательных рубежей защиты); l равнопрочность границ рубежей защиты; l обеспечение надежности и живучести (резер- вирование, дистанционный контроль, орга- низация локальных пультов управления); l адаптивность к изменению угроз, конфигура- ции ОИ (границ, зон). Управление изменениями риск-ориентирован- ной информационной модели конкретного ОИ позволяет добиться высокого уровня качества и культуры безопасности при реализации меро- приятий и проектных решений, направленных на обеспечение защиты от угроз террористиче- ского характера и несанкционированного втор- жения, на соблюдение соответствующих отрас- левых постановлений Правительства РФ "Об утверждении требований к антитеррористиче- ской защищенности объектов (территорий)…". Образовательные программы, предназначен- ные для работников ОИ, непосредственно свя- занных с обеспечением безопасности и анти- террористической защищенности, должны включать специальные модули, применяющие искусственный интеллект, и более полно, по сравнению с другими программами, рассмат- ривающие проблемы обеспечения безопасно- сти и антитеррористической защищенности. Такой подход при повышении квалификации и переподготовке в первую очередь должен кос- нуться работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в субъ- екте инфраструктуры 6 , которым как руководите- лям его филиалов и их структурных подразделе- ний даются в сжатой форме базовые знания, позволяющие им осуществлять общее руковод- ство в сфере безопасности и проводить анализ эффективности системы защищенности. Особые требования предъявляются к подготов- ке работников ОИ, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности на ОИ. Они должны быть обучены: l разрабатывать локальные нормативные акты; l координировать совместные действия с МВД, МЧС, Росгвардией, ФСБ; l проводить инструктажи и обучения, планиро- вать мероприятия по обеспечению безопас- ности и антитеррористической защищенности ОИ. Работники ОИ также должны быть обуче- ны обеспечению безопасной эксплуатации технических средств защиты ОИ посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния компонентов техни- ческих средств защиты ОИ в целом, а также посредством текущих ремонтов оборудова- ния для соответствия требованиям проектной документации и документации нормативно- технического сопровождения. Образовательные программы для работников субъекта инфраструктуры, подразделения без- опасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности и антитеррористической защи- щенности, включают специальные модули, которые описывают следующие информацион- ные модели ОИ: l подготовительный этап создания ОИ; l оценку уязвимости ОИ (для оценки уровня обеспечения безопасности, антитеррористи- ческой защиты и защиты от несанкциониро- ванного проникновения); l проектные решения инженерно-технической укрепленности ОИ (совокупности мероприя- тий по усилению конструктивных элементов ОИ и технических средств, противодействую- щих проникновению в охраняемую зону, обес- печивающих антитеррористическую защищен- ность и инженерную укрепленность помеще- ний для хранения и работы со служебной информацией ограниченного доступа); l системы антитеррористической защищенности ОИ (размещение инженерно-технических средств охраны, систем видеонаблюдения, связи, оповещения и экстренной эвакуации, технических систем для обнаружения радио- активных, взрывчатых веществ, токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ); l сценарии (мероприятия) безопасности и анти- террористической защиты ОИ (мероприятия по оперативному реагированию на сигналы об опасности от средств контроля безопасности и персонала, включающие пути передвижения охраны ОИ, МВД, МЧС, ФСБ, разработанные с использованием искусственного интеллекта на основе анализа оценки уязвимости, модели нарушителя и сценария его действий). Цифровые технологии в обучении Для обучения сил безопасности ОИ использу- ется его цифровой двойник, а эффективным способом обучения является виртуальная про- гулка по 3D-модели ОИ в очках виртуальной реальности (VR). Надев их, можно увидеть зда- ния и территорию ОИ, оценить с точки зрения обеспечения безопасности и уязвимости крити- ческие элементы, возможные сценарии дей- ствий нарушителей, принятые технические решения систем безопасности. Объективно необходимый и давно уже назрев- ший перевод деятельности ОИ в цифровой формат связан с необходимостью разрешения множества организационных, юридических, технических и других проблем. Социально и экономически значимый эффект мер, предпри- нимаемых для их разрешения, во многом зави- сит от той цели, на которую будет направлен вектор развития прикладной сути риск-ориен- тированных технологий информационного моделирования ОИ. Эти технологии обладают высоким потенциа- лом, особенно в сфере обеспечения безопасно- сти и антитеррористической защищенности, для достижения более значимых целей, чем цели традиционных технологий. Традиционные тех- нологии вообще не предусматривают возмож- ности обеспечения безопасности и антитерро- ристической защищенности в условиях новых видов рисков и угроз, в мобилизационных апрель – май 2023 www.secuteck.ru 5 Объекты инфраструктуры входят в комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и обеспечивающих основу функционирования инфраструктуры как системы. 6 Лица, ответственные за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в субъекте инфраструктуры, – это руководители его филиалов и их структурных подразделений, на которых в установленном порядке возложена организация обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности на ОИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw