Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2024

Б еспилотные летательные аппараты (в разго- ворной речи "беспилотники" или "дроны") представляют собой летательные аппараты без экипажа, которые либо управляются удаленно оператором, либо работают автономно. Беспи- лотники часто используются в зоне военных действий, однако общая политическая обста- новка в мире в последние годы настолько напряжена, что использование БПла стало реальной угрозой и для мирного населения в крупных городах. Существующие угрозы транспортной безопасности Безопасность на транспорте в современной Рос- сии уже давно поставлена на профессиональ- ный уровень, в отличие от ситуации во многих других странах. Сегодня это огромная отрасль и значительная часть экономики страны, куда вовлечены все без исключения транспортные предприятия, некоторые научные и учебные центры, заводы по производству различных технических средств безопасности и т.д. законодательство в данной сфере тоже не стоит на месте и постоянно пополняется новыми нор- мативными актами, что впоследствии привело к необходимости провести "регуляторную гиль- отину", которая снизила уровень юридических коллизий и противоречий, а также улучшила практикоприменительную деятельность. на сегодняшний день вся деятельность и все меры, применяемые для защиты транспорта и мирного населения, направлены на противо- действие девяти главным угрозам, определен- ным межведомственным приказом фСБ России, МвД России и Минтранса России от 05.03.2010 г. № 52/112/134 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятель- ность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств": 1. угроза захвата – возможность захвата объ- ектов транспортной инфраструктуры (ОТи) и/или транспортных средств (ТС), установления над ними контроля силой или угрозой приме- нения силы, или путем любой другой формы запугивания. 2. угроза взрыва – возможность разрушения ОТи и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела). 3. угроза размещения или попытки размещения на ОТи и/или ТС взрывных устройств (взрывча- тых веществ) – возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТи и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТи и/или ТС, нанес- ти им и/или их грузу повреждения. 4. угроза поражения опасными веществами – возможность загрязнения ОТи и/или ТС или их критических элементов опасными химически- ми, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц. 5. угроза захвата критического элемента ОТи и/или ТС – возможность захвата критического элемента ОТи и/или ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания. 6. угроза взрыва критического элемента ОТи и/или ТС – возможность разрушения критиче- ского элемента ОТи и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), соз- дающего угрозу функционированию ОТи и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажи- ров и других лиц. 7. угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТи и/или ТС взрыв- ных устройств (взрывчатых веществ) – возмож- ность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было спосо- бом на критическом элементе ОТи и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТи и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТи и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц. 8. угроза блокирования – возможность созда- ния препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функцио- нирование ОТи, угрожающего жизни или здо- ровью персонала, пассажиров и других лиц. 9. угроза хищения – возможность совершения хищения элементов ОТи и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц. Основная проблема этого документа в том, что с момента своего издания он ни разу не претер- певал изменений, хотя развитие технологий и транспорта не стоит на месте и применение беспилотников в последнее время для уничто- жения мирного населения в крупных городах – прямое тому доказательство. Начало эры беспилотников С конца 1950-х – начала 1960-х гг. работы по соз- данию беспилотников начинаются и в СШа, и в СССР. в 1959 г. у американцев взлетает первый беспилотный вертолет Gyrodyne QH-50 DASH, предназначенный для поиска советских подлодок. Он оказался удачным и служил до 1970-х, причем во время войны во вьетнаме применялся для кор- ректировки артиллерийского огня по берегу. новую эру в развитии БПла открыл израиль в 1970-х гг. в отличие от СССР и СШа израиль- тяне сосредоточились на небольших тихоход- ных и очень дешевых дронах, которые, однако, были частью разведывательно-ударной систе- мы, в которой вся информация о силах против- ника передавалась ударным силам (тогда это была авиация) практически сразу. фактически именно в израиле был придуман наиболее рас- пространенный тип БПла – малогабаритный легкомоторный разведчик. Революцию в беспилотной авиации породили в дальнейшем три фактора: 1. Космические навигационные системы. Без них БПла вынужден был ориентироваться по инерциальной навигационной системе, а они не бывают достаточно точными. 2. Развитие микроэлектроники. невозможно представить себе современные беспилотники с элементной базой хотя бы начала 1990-х, они будут технически нереализуемы по массогаба- ритным характеристикам. 3. Технологии стабилизации изображения ком- мерческого телевидения. все технологии удержа- ния кадра на каком-то конкретном объекте, съем- ки в движении, стабилизации камеры на быстро движущемся носителе изначально обкатывались на таких вещах, как трансляция спортивных соревнований. Без этих технологий операторам приходилось смотреть на мир через дрожащую камеру, прикрученную к маленькому самолету, с немалыми вибрациями и тряской летящему со скоростью более 100 километров в час. апрель – май 2024 www.secuteck.ru АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 98 СПЕЦПРОЕКТ МОниТОРинг и защиТа вЕРхнЕй ПОлуСфЕРы Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции К ритический элемент ОТИ и/или ТС – строения, помещения, конструк- тивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникнове- нию чрезвычайных ситуаций Беспилотники: новые вызовы транспортной безопасности Транспортная безопасность, призванная защищать жизнь и здоровье пассажиров, сталкивается с новыми вызовами и угрозами. В данной статье мы рассмотрим, насколько меры по обеспечению безопасности на транспорте адекватны новой угро- зе, связанной с активным использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw