Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2024

Применение и совершенствование БПЛА в 2000-х гг. получило дальнейшее развитие создание беспилотников нового поколения. Среди них – беспилотные вертолеты, а также беспилотники различного назначения, от небольших малозаметных самолетов-развед- чиков до ударных истребителей бомбарди- ровщиков с увеличенным размахом крыльев, способных осуществлять взлет и посадку с современных авианосцев. Такие БПла спо- собны осуществлять запуск неуправляемых ракет со своего борта. несмотря на развитие БПла в военной сфере, нельзя забывать и о гражданском применении данных аппаратов. во-первых, подобных аппаратов с каждым годом появляется все больше и больше. во-вторых, некоторые из аппаратов, разработанных частными компаниями, являются более раз- витыми в технологическом плане за счет своей узкой специализации и малых объемов производства, что позволяет инженерам более оперативно реагировать на изменение рынка потребителей. Модельный ряд БПла за последние три деся- тилетия существенно вырос, вместе с этим увеличился и объем авиационных работ, выполняемых БПла, потенциальный спрос на которые по многим причинам, в том числе экономическим, сегодня очень велик. в настоящее время БПла получают все боль- шее распространение, снижается их стои- мость и открываются широкие возможности для использования в разных сферах народ- ного хозяйства. Сегодня БПла выполняют множество различных функций, от наблюде- ния и разведки до транспортного примене- ния. Перспектива развития рыночного сегмента, в котором широко развивается применение БПла, вызвана как удешевлением компонен- тов, необходимых для их постройки, так и расширением доступного программного обеспечения для систем управления БПла различного класса. несмотря на стремитель- ное развитие БПла военного назначения, нельзя забывать и о гражданском секторе, где по многим направлениям дроны стали незаменимы. исследователи говорят, что их разработка может привести к появлению в будущем кро- шечных беспилотников, которые будут зани- маться экологическим контролем, разведкой и наблюдением при проведении поисково- спасательных операций и даже искусствен- ным опылением сельскохозяйственных куль- тур. но самым существенным достижением они считают разработку новых материалов, компонентов и производственных техноло- гий, которые могут быть использованы во многих других областях. Мониторинг разви- тия чрезвычайных ситуаций, поиск людей в труднодоступных условиях, возможность обследовать здание, в котором произошел пожар, с целью определения очага пожара и наличия пострадавших – это те уникальные возможности, которые обещают предоста- вить спасателям создатели беспилотных мик- ророботов. Проблемы противодействия БПЛА несмотря на то что беспилотные летательные аппараты изначально разрабатывались и при- менялись в военном деле, а сегодняшний спектр возможностей применения БПла весь- ма широк для мирных целей и развития эко- номик, последние новости, касающиеся дро- нов, заставляют нас вспоминать в первую оче- редь атаки на мирное население в крупных городах. анализируя текущие меры по защите обще- ственного транспорта и гражданского населе- ния, стоит признать очевидный факт: транс- портная инфраструктура еще не готова к про- тивостоянию с новой угрозой от применения беспилотников. весь персонал, осуществляющий деятельность по обеспечению транспортной безопасности, проходит обучение и аттестацию по одной из восьми профессиональных образовательных программ: l для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (СТи); l для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности (ОТБ) на ОТи и/или ТС; l для работников СТи, подразделения транс- портной безопасности, руководящих выпол- нением работ, непосредственно связанных с ОТБ ОТи и/или ТС; l для работников, включенных в состав группы быстрого реагирования; l для работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях ОТБ; l для работников, осуществляющих наблюде- ние и/или собеседование в целях ОТБ; l для работников, управляющих техническими средствами ОТБ; l для иных работников СТи, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с ОТБ ОТи и/или ТС. ни одна из учебных программ не учитывает требования к компетенциям в области защиты объекта от атаки БПла. Таким же пробелом обладает вышеуказанный межведомственный приказ о перечне потенциальных угроз, исхо- дя из которого формируются нормативные акты на федеральном и ведомственном уров- нях, а также многочисленные внутренние организационного-распорядительные доку- менты транспортных предприятий по защите своих объектов. в настоящее время существует много эффек- тивных научных и технических разработок в сфере борьбы с беспилотниками, однако применение таких разработок еще не вошло в практику на транспорте. Объекты транс- порта оснащены инженерными сооружения- ми, системами видеонаблюдения, сигнали- зации, досмотра и связи, но небольшой дрон со взрывным устройством в виде небольшой коробочки, повлекшей смерть пассажиров, может свести к нулю все затра- ты и меры по обеспечению безопасности такого объекта. Развитие отрасли и законодательства запуск беспилотников над населенными пунк- тами с марта 2024 г. будет разрешен на высоте до 150 м, но только в прямой видимости пило- та и вне запретных зон. Определит эти зоны Министерство транспорта по представлению региональных и местных властей. Для полетов беспилотников весом до 30 кг план перемеще- ния авиационным властям не потребуется. изменения упрощают использование дронов в сельском хозяйстве: их можно будет запускать на высотах менее 30 м от земли или воды на удалении более 5 км от контрольных точек аэродромов и 2 км от посадочных площадок без кратковременных ограничений в воздуш- ном пространстве. Кроме того, направлять план полета дрона можно будет через цифровую платформу обес- печения деятельности по использованию воздуш- ного пространства, оперативно получая необхо- димую информацию для выполнения полета. а как насчет создания БПла в России? в течение ближайших шести с половиной лет в России должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием граж- данских беспилотников. Так сформулирована главная цель Стратегии развития беспилотной авиации до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. Основой для формирования отрасли может послужить уже имеющийся опыт использования беспилотных авиационных систем (БаС). Они уже применяются, к примеру, для инспекции состояния энергосетей. использование беспи- лотников позволило сократить сроки проведе- ния таких проверок в пять раз. вовремя выявленные повреждения снизили риск воз- никновения аварий на сетях в восемь раз. в картографии и кадастре использование бес- пилотников уменьшило стоимость комплексных работ на 20%. в сфере экологического контроля БаС позво- ляют выявлять в четыре раза больше нарушений при том же штате инспекторов. наибольший потенциал для применения беспи- лотников имеется в сельском хозяйстве, строи- тельном надзоре, создании и актуализации гео- пространственных баз данных и для доставки грузов в труднодоступные районы. возвращаясь к теме применения БПла на транспорте в контексте новой угрозы для жизни и здоровья мирного населения, стоит отметить следующее. К чему приведут ограничения по использованию БПла в городах и насколько они будут соблюдаться, покажет время. угроза атаки с применением оснащенного взрывным устройством дрона носит террористический характер, и никакие введенные ограничения и штрафы тут не помогут. все вышеуказанные нормативные пробелы в сфере обеспечения транспортной безопасности, начиная от внесения изменений в законодатель- ство по изменению учебных программ и заканчи- вая оснащением соответствующим оборудовани- ем и применением технологий по борьбе с БПла, необходимо корректировать уже сейчас. n www.secuteck.ru апрель – май 2024 АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 99 СПЕЦПРОЕКТ МОниТОРинг и защиТа вЕРхнЕй ПОлуСфЕРы Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw