Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2024

апрель – май 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ МОНИТОРИНГ И зАщИТА ВЕРХНЕй ПОЛуСФЕРы АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 102 ми как бустеры. Некоторые системы подавле- ния не имеют достаточной мощности для соз- дания помехи в канале управления, который был усилен бустером. Надо понимать, что диапазон мощности гражданских систем подавления в целом ограничен, чтобы избе- жать попадания в категорию двойного назначения. Игорь Лим, Cloud Networks Однозначно БПЛА самолетного типа. Такие бес- пилотные воздушные суда имеют определенную динамику, инерцию и могут развивать большую скорость (около 100–120 км/ч). Гражданские системы с трудом распознают дроны самолетного типа ввиду низкой частоты опроса оборудования. Повышение частоты опроса оборудования автоматически увеличи- вает его стоимость. Правильное построение оборудования отталкивается от определенной элементной базы, которая имеет свои четкие ограничения по работе. Речь идет о тех же открытых источниках, кото- рые позволяют построить маршруты атаки. Реальность такова, что практически всегда можно найти брешь в обороне и подобраться к инфраструктуре. И единственное решение – все то же грамотное построение модели угроз. Сложность FPV-дронов заключается в их кастомно- сти: мощные приемопередатчики, которые зача- стую резервируются, вплоть до тройного резерви- рования, и могут работать на разных частотах. Давить их достаточно сложно. Вторая проблема, связанная с данными дронами, – их маневрен- ность и скорость. Даже если мы давим такой БПЛА, то вниз он летит по непредсказуемой траектории. Дроны самолетного типа после подавления будут планировать прямо: если предварительно глиссада была выбрана грамотно, то он достиг- нет цели. А FPV-дрон, в зависимости от конфи- гурации, либо сядет, либо полетит "домой", либо "камнем" полетит вниз. Александр Путятин, Диагностика-М При проектировании системы защиты верхней полусферы от БПЛА необходимо корректно оценивать потенциальные угрозы для разных зон на территории объекта. Строить систему защиты нужно с учетом локализации этих зон, а также учитывать тот факт, что БПЛА могут удерживать курс полета даже при нарушениях навигационного поля и использовать оптиче- скую систему наведения. А это не позволяет подавлять их при помощи системы РЭБ. Евгений Золотарев, Делетрон Общие принципы защиты верхней полусферы от БВС следующие; l внедрение контроля сверхмалых высот полета малоразмерных, малозаметных беспилотных систем на территории РФ; l внедрение государственной обязательной программы "свой-чужой" для БВС; l драконовские методы борьбы с нерегистри- руемым оборотом БВС на уровне контроля огнестрельного оружия; l удобный механизм для законопослушных граждан на уровне информационной системы государственных услуг; l выделение частотного диапазона для разви- тия БВС в законной плоскости; l нещадная борьба с нарушителями. Если все эти меры не смогут отделить своих от чужих, вся борьба превратится в борьбу с вет- ряными мельницами. Алексей Лагойко, КомплИТех Мы выделяем три принципа защиты верхней полусферы от дронов. Принцип № 1 – создание регламентов. Это вне- сение изменений в действующие инструкции сотрудников охраны (или ЧОП). На предприя- тиях существует регламент для каждого собы- тия. Когда охранник впервые видит зависший в воздухе дрон, он испытывает замешательство, так как привык реагировать исключительно на попытки кражи, незаконные проникновения на объект и т.п. Для службы охраны следует раз- работать и внедрить регламенты и инструкции, учитывающие новый вид угрозы. Обычный персонал также является источни- ком информации, поскольку может замечать подозрительные ситуации, включая летящие дроны. Для персонала необходимо установить правила, определяющие последовательность действий в случае обнаружения БВС. Люди должны четко знать, что делать, вместо того чтобы просто наблюдать и снимать на смарт- фон. Принцип № 2 – ранее обнаружение цели. Это основа стратегии защиты верхней полусферы. Именно ранее обнаружение БВС обеспечивает достаточно времени для реагирования и приня- тия защитных мер. Неотъемлемым условием раннего обнаружения дрона является радиоло- кация. Радиочастотный пеленгатор может быть только дополнительным средством, в случае неуправляемых дронов он бесполезен. Принцип № 3 – разумность. Хотя некоторые радарные комплексы гражданского назначения имеют заявленную дальность обнаружения 5–10 км, их эффективность зависит от окру- жающей среды. В городских условиях, где при- сутствуют высотные здания и другие конструк- ции, создается сложнейшая помеховая обста- новка, снижающая дальность обнаружения до сотен метров. Аналогично с системами противодействия. Одно дело включать всенаправленный подави- тель частот на открытой местности, создавая защитный купол над предприятием. Другое дело – в городских условиях, где действуют базовые станции сотовой связи, автомобиль- ные сигнализации, радиосвязь экстренных служб, а также сети Wi-Fi. Итак, разумность заключается в правильном механизме и архитектуре построения системы защиты верхней полусферы. Этот тезис выводит нас на следующий уровень осмысления данной проблематики. По-настоящему эффективная система противодействия БВС должна основы- ваться на коллективном подходе, а не на изо- лированной защите каждого объекта. Пред- приятия должны сотрудничать и строить эшело- нированную систему защиты, учитывая взаим- ное влияние. Это необходимо, чтобы избежать негативных последствий, например, если дрон, подавленный средствами противодействия одного предприятия, упадет на территорию соседнего. В идеале необходимо создать централизован- ного оператора или институт главного кон- структора системы "антидрон" для гражданской инфраструктуры, привлечь в него правильных экспертов с практическим опытом. Этот опера- тор должен собирать и анализировать всю информацию о рынке, включая данные о тех- нологиях, производителях и их дорожных кар- тах. На основе этой информации разрабатыва- ется национальная программа защиты граж- данских объектов, которая включает в себя правильное построение системы "антидрон" и коллективное использование развернутых средств защиты. Институт главного конструкто- ра, подобно департаменту архитектуры и гра- достроительства, который отвечает за регули- рование и контроль застройки в пределах горо- да, должен иметь прерогативу задавать тенден- ции в выборе технологий и отвечать за общую архитектуру системы защиты верхней полусфе- ры гражданской инфраструктуры. Тогда будет порядок и понимание, что, где и как работает. В ряде случаев объектам не потребуется уста- навливать систему защиты на своей террито- рии, если они уже находятся "под куполом", попадая в радиус действия технических реше- ний, развернутых поблизости. В дальнейшем также удастся избежать рисков при развитии собственных беспилотных летательных систем для перевозок, сельского хозяйства, геологии, геодезии и картографии, строительства и дру- гих секторов. Игорь Лим, Cloud Networks Чем больше модулей в системе, которые спо- собны по различным физическим принципам распознать БВС, тем мощней система и больше вероятности того, что мы детектируем дрон и вовремя его подавим. Повторюсь, что основ- ное правило – грамотный подход к моделиро- ванию атак и грамотное расположение моду- лей системы. Мое мнение: в корне неправиль- но на первый план ставить стоимость системы. Необходимо определить экономическую целе- сообразность: если финансовые потери из-за вывода из строя критического объекта инфра- структуры, его ремонта и ущерба из-за простоя выше, чем стоимость системы, она уже оправ- данна. Важно еще понимать, что система "антидрон" – это не 100%-ная гарантия защиты. Это повы- шение уровня безопасности. Я бы сравнил ее с бронежилетом, который значительно повыша- ет шансы человека выжить при стрельбе, но не гарантирует его полную сохранность. Назовите общие принципы защиты верхней полусферы от БВС. Что бы вы назвали главным правилом?

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw