Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2024

апрель – май 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ МОНИТОРИНГ И ЗАщИТА ВЕРхНЕй ПОЛУСфЕРы АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 104 Александр Путятин, Диагностика-М На детекцию объекта с помощью систем обна- ружения радиочастотных каналов управле- ния эти параметры влияния не оказывают. А в радиолокационных системах – чем выше скорость и высота дрона, тем проще его обна- ружить. В системах подавления, в свою очередь, есть много факторов, влияющих на их эффектив- ность сильнее, чем высота и скорость цели. Например, невозможно подавить сигнал БПЛА, если он летит в автономном режиме в условиях радиомолчания. Евгений Золотарев, Делетрон Известные принципы выявления полета физи- ческих тел на линейных скоростях, заложенные в эффектах радиолокации, как раз сегодня и нарушаются возможностями полета БВС, это, например, зависание, остановка и спуск на неопределенное время, подъем с нелинейными скоростями, возможность имитации траектории полета птицы. Добавим эффект радиомолча- ния – и на выходе получим цель, незаметную для РЛС, молчуна для радиосканера, устрой- ства, использующего рельеф местности, – такой идеальный нарушитель. Использование лидар- ного позиционирования или инерциального позиционирования превращает средство доставки боеприпаса в уникальное оружие для нападения. Всем этим возможностям БВС на сегодня противостоять по отдельности очень сложно, а при совместном анализе всех факто- ров противостоять становится дороже, но эффективней. Алексей Лагойко, КомплИТех Все характеристики дрона влияют на успеш- ность процесса его обнаружения и подавления. И скорость, и высота полета, и габариты. Раз- личные радары имеют разные скорости обнару- жения и отслеживания цели. Для некоторых это одна секунда, для других – 6–8 секунд. Одни радары поворотные, другие нет. Многое также зависит от особенностей окру- жающей местности, характера застройки, погод- ных условий, выбора точки размещения радара. Комплексы "антидрон" зачастую строят исключи- тельно на базе тепловизоров с видеоаналити- кой. Средняя дальность действия тепловизоров 2–5 км. Но если дрон летит прямолинейно, то для тепловизионной системы он долгое время остается черным пикселем и резко превращает- ся в БВС метров за 500. А птицы? Из технических характеристик дрона наиболее сложно противостоять сочетанию двух – высо- кой скорости движения и малым габаритам. Тем не менее все факторы должны быть разум- но проанализированы и создано решение с использованием разных принципов обнаруже- ния и подавления, а также применен комплекс- ный подход к реагированию (подавление дрона, эвакуация людей, разблокировка СКУД и т.д.). Игорь Лим, Cloud Networks Скорость является ключевым показателем. Исходя из опыта внедрения системы "антидрон" на пяти объектах критической инфраструктуры, могу сказать, что при тестировании модуль радиочастотного сканирования (РЧ) рисует рва- ный трек дрона, который летит на большой ско- рости, и системе сложнее его распознать. Если говорить о модуле радиолокационного скани- рования (РЛС), то при большой скорости при- ближающегося объекта остается очень мало времени для принятия решения. То есть помимо времени на обнаружение нужно время на его распознавание (камера ловит объект, сравни- вает с базой данных, проводит анализ и распо- знает, точно ли дрон летит). В части высоты полета у системы существуют свои физические ограничения по распознава- нию. В среднем это от 1 до 3 км. Если дрон летит на высоте 3 км, а затем резко снижается (и падает), он может попасть в какой-то из объ- ектов – не точно, не нацеленно, но нанести ущерб. Высота полета в меньшей степени влияет на радиочастотное сканирование, а на РЛС – в большей. Объект, который летит на высоте 50–60 м, будет проще обнаружить, нежели объект, который летит близко к земле: во втором случае площадь радиоканала будет ýже. И как я уже отметил, дроны опасны своей кастомностью, скоростью маневрирования и траекторией движения. Существуют системы с искусственным интеллек- том (ИИ), которые, помимо образа самого дрона, анализируют его поведение на базе тех "опросов", которые делает система (например, модуль РЛС работает следующим образом: посылает радиосигнал и по отражению смотрит на изменения его пространственного положе- ния). Эта частота опроса ограничена скоростью вращения РЛС. Если говорить о модулях радио- частотного сканирования, то для них важна ско- рость работы самого процессора системы и аппаратного обеспечения в целом. Как одну из важных технических характеристик хочу отметить также мощность приемопередат- чиков, расположенных на пульте дрона. Систе- ма подавления должна быть как минимум в два раза мощнее приемопередатчика БВС, чтобы давить его сигнал. Если приемопередатчик резервируется с большой мощностью, то давить будет сложно. Говоря о физической угрозе, то самые опас- ные – это БВС самолетного типа из-за высокой инерции и их "планирования" (свойство аэро- динамики и модели дрона). За ними идут FPV- дроны из-за большой маневренности. Если система всенаправленная, мы подавим его. Если однонаправленная, то при маневре дрона она не сможет быстро навестись. Как влияют скорость, высота полета и другие технические характеристики дрона на его обнаружение и подавление? Чему противостоять наиболее сложно? Александр Путятин, Диагностика-М Интеграция в общую систему безопасности поз- воляет своевременно оповестить людей о при- ближающейся угрозе, минимизировать матери- альный ущерб объекту, а также значительно сократить время реагирования соответствую- щих служб для противодействия БПЛА и ликви- дации последствий атаки. Евгений Золотарев, Делетрон Объективных причин для этого пока нет, есть только здравый смысл и экономика. Главная причина здравого смысла – новая модель нару- шителя БВС как еще одна модель угрозы в общей системе безопасности, и относиться к ней надо так же. Экономическая причина – сохранить одну точку входа информации и при- нятия решений для достижения максимального экономического эффекта при повышении общего уровня безопасности объекта. Алексей Лагойко, КомплИТех Если система "антидрон" функционирует в изо- лированном режиме и не связана с комплекс- ной системой безопасности предприятия, как исключить человеческий фактор и обеспечить оперативный запуск всех процессов защиты при появлении угрозы со стороны верхней полусфе- ры? Например, организацию эвакуации людей, разблокировку системы контроля и управления доступом (СКУД), отправку сигнала в экстрен- ные службы, подъем защитных конструкций над ангаром, где хранится топливо, нефтепро- дукция или другие опасные вещества. Почему важно интегрировать антидрон-систему в общую систему безопасности? И нтеграция в общую систему безопасности позволяет своевременно оповестить людей о приближающейся угрозе, минимизировать матери- альный ущерб объекту, а также значительно сократить время реагиро- вания соответствующих служб для противодействия БПЛА и ликвида- ции последствий атаки

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw