Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2024

Руслан Лукьянчук Заместитель начальника ФКУ НПО "СТиС" МВД России П ринятый в 2007 г. федеральный закон № 16-фз "О транспортной безопасности" основан на комплексном подходе к оценке угроз, планированию и реализации мероприя- тий по обеспечению объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами про- тиводействия возможным видам нападения и террористических атак, в том числе с воздуха. в Российской федерации в настоящий момент свыше 400 аэропортов и объектов аэродром- ной инфраструктуры, более 14 тыс. железнодо- рожных вокзалов и станций, свыше 200 мор- ских и речных портов и гидроузлов, около 2 тыс. автовокзалов и автостанций и огромное количество дорожных объектов, таких как мосты и тоннели. Все внимание вверх Беспилотные воздушные суда (БвС) находят широкое применение в различных сферах дея- тельности. Малые БвС (далее – МБвС) массой до 5 кг стали доступными для обычного потре- бителя. Они оснащаются видеокамерами, системами навигации и автопилотом и не тре- буют от потребителя особых навыков управле- ния МБвС. в то же время беспилотные воздушные суда широко используются для несанкционирован- ного наблюдения за важными объектами, для проведения терактов, диверсий, переброски запрещенных грузов (оружия, наркотиков). в связи с этим актуализировался вопрос проти- водействия БвС, особенно малоразмерным. Эта задача чрезвычайно сложная, многогранная и до сих пор эффективно не решенная. Современные МБвС изготавливают из компо- зитных материалов и пластика, со специальной окраской и особой комбинацией слоев краски, которые достаточно плохо отражают электро- магнитные волны. их небольшие бензиновые и тем более электрические двигатели излучают мало тепла и работают почти бесшумно. При малой высоте полета и незначительной эффективной площади рассеивания МБвС может маскироваться в "шумах" рельефа поверх- ности, над которой осуществляется полет. Беспилотники – реальная угроза объектам транспортной инфраструктуры в связи с напряженной обстановкой возрастают риски совершения террористических актов на объектах транспортной инфраструктуры, и основными средствами вероятных совершае- мых террористических актов являются БвС. вопрос обнаружения и противодействия БвС, и в особенности малым БвС, на объектах транс- портной инфраструктуры необходимо решать в ближайшее время, так как летательные аппа- раты дистанционного и автономного управле- ния, имеющие возможность фото- и видеофик- сации, способные переносить небольшие грузы (взрывные устройства и пр.), сегодня вполне доступны, а ущерб, который может нанести самодельный дрон-камикадзе, не поддается исчислению. Проникновение БвС на объекты транспортной инфраструктуры (аэропорты или авто-/желез- нодорожные вокзалы) может иметь катастро- фические последствия. нахождение даже граж- данского БвС за территорией аэропорта, но в зоне взлета/посадки (в зоне глиссады) воздуш- ных судов несет большие риски возникновения чрезвычайных ситуаций. Повреждение железнодорожных путей, мостов и тоннелей может привести к большим логисти- ческим задержкам. Если у аэропортов имеется хоть какая-то защита воздушного пространства, то над железнодорожными вокзалами, авто- станциями и т.д. воздушное пространство никак не контролируется. Законы, которые есть, и законы, которых еще нет Постановлением Правительства Российской федерации от 26.09.2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функцио- нальным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации техни- ческих средств обеспечения транспортной безопасности" (далее – Постановление) предусмотрена обязательная сертификация технических средств (далее – ТС), используе- мых для обеспечения транспортной безопас- ности, и определены основные технические требования к ним. Требования к системам защиты и противодей- ствия БвС на объектах транспортной инфра- структуры Постановлением не предусмотрены. в последнее время в орган по сертификации МвД России стали обращаться юридические лица, эксплуатирующие объекты транспорт- ной инфраструктуры, и поставщики техниче- ских средств с вопросами сертификации средств обнаружения и противодействия БвС. Однако, учитывая отсутствие единых технических требований к данным сред- ствам, сертификация подобных ТС затрудни- тельна. Отсутствие единых выработанных технических требований к системам обнаружения и проти- водействия БвС существенно затрудняет построение эффективных комплексов защиты объектов транспортной инфраструктуры. зоны действия применяемых данных средств часто бывает недостаточно для обнаружения, распо- знавания угрозы, принятия решения и подавле- ния БвС. Средства подавления БвС работают в основном с гражданскими частотами, хотя, исходя из опыта СвО, смена радиочастоты управления БвС не вызывает особых трудно- стей. Работа средств противодействия БвС в зоне высокого напряжения (железнодорожные стан- ции и вокзалы), а также в зоне радиопомех (аэропорты) не определена никакими докумен- тами. воздействие средств подавления БвС на радиоэлектронные системы аэропорта (радио- маяки, каналы связи и т.д.) также ничем не рег- ламентируется, таким образом использование средств подавления БвС может привести к более печальным последствиям, чем проник- новение самого БвС на объект транспортной инфраструктуры. Сертификация необходима все чаще в заявках на сертификацию фигури- руют системы обнаружения и противодей- ствия БвС как одно из средств контроля пери- метра и системы видеонаблюдения. заявите- ли сертифицируют их на соответствие разде- лам II ("Требования к функциональным свой- ствам технических систем и средств сигнали- зации"), V ("Требования к функциональным свойствам технических средств видеонаблю- дения") и VII ("Требования к функциональным свойствам технических систем и средств видеозаписи") Постановления. Отдельных требований к системам обнаруже- ния и противодействия БвС Постановление не предусматривает. внесение изменений в Поста- новление, обязательная сертификация Бла как средства обеспечения транспортной безопасно- сти, а также средств обнаружения и подавления БвС поможет: l повысить эффективность защиты объектов транспортной инфраструктуры; l снизить нагрузку на владельцев объектов транспортной инфраструктуры в части поиска и закупки средств обнаружения и подавления БвС; l исключить возможность закупки ТС, не обес- печивающих должного уровня защиты. Таким образом, разработка единых техниче- ских требований к системам обнаружения и противодействия БвС, а также сертификация данных систем являются актуальными и необходимыми. n Источник: доклад на Форуме "Технологии безопасности", www.tbforum.ru www.secuteck.ru апрель – май 2024 СПЕЦПРОЕКТ МОниТОРинг и защиТа вЕРхнЕй ПОлуСфЕРы АНТИДРОН К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 107 Необходимость сертификации беспилотных воздушных судов в рамках обеспечения транспортной безопасности Проблема обнаружения и противодействия БВС, в особенности малых БВС, на объ- ектах транспортной инфраструктуры является чрезвычайно сложной, многогранной и до сих пор эффективно не решенной. О том, как обстоит ситуация и какие меры назрели, я расскажу в этой статье

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw