Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2024

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 114 Проблема обеспечения транспортной безопас- ности предполагает принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства от террористических угроз. В современном обществе очень немногие потребности жизнедеятельности людей могут быть удовлетворены без помощи транспорта. При этом одним из распространенных видов является внутригородской общественный транспорт. В отечественной истории одним из самых трагич- ных событий на общественном транспорте являет- ся теракт, произошедший 21 октября 2013 г. в Волгограде. В автобусе ЛиАЗ-5256, следовав- шем по маршруту № 29 в Красноармейском районе Волгограда, сработало взрывное устрой- ство, изготовленное из двух тротиловых шашек и двух гранат, начиненных поражающими эле- ментами – шурупами и металлической стружкой. Мощность взрыва составила 600 г в тротиловом эквиваленте. По данным следствия, взрывное устройство привела в действие террористка- смертница. По официальной информации, на месте происшествия погибли восемь человек, включая смертницу, ранения различной степени тяжести получили 37 человек, 30 из них были госпитализированы. Данное событие заставило изменить отношение к транспортной безопасности городского обще- ственного транспорта, обратить внимание на текущее состояние антитеррористической защи- щенности транспортной инфраструктуры. Несмотря на значительный объем проведенных мероприятий со стороны государства и транс- портных предприятий в данном направлении, выполненный анализ указывает на необходи- мость акцентировать внимание на существую- щих практических проблемах, имеющих акту- альное значение при обеспечении устойчивого и безопасного функционирования транспортно- го комплекса. Действующие меры по защите транспорта Защита транспортных средств уже долгое время находится под пристальным вниманием госу- дарства. В данный момент для транспортных средств предусмотрен комплекс мер, включаю- щий в себя разработку и реализацию действий, закрепленных в паспорте обеспечения транс- портной безопасности (далее – паспорт). Субъ- екты транспортной инфраструктуры (СТИ) обя- заны при наличии более одного транспортного средства назначить лицо, ответственное за обеспечение безопасности транспортного сред- ства либо группы транспортных средств. К обязанностям СТИ также относится оснаще- ние транспортного средства техническими средствами обеспечения транспортной безопас- ности в соответствии с паспортом. К таким тех- ническим средствам относятся: системы видео- наблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством, системы оповещения и связи, систе- мы обработки, накопления и хранения видео- информации (не менее 30 суток). СТИ должны обеспечить подготовку и аттеста- цию сил обеспечения транспортной безопасно- сти транспортного средства. При этом на разных видах транспорта есть свои особенности техно- логического процесса перевозок. Если на железнодорожном или воздушном транспорте на транспортном средстве присутствует другой персонал экипажа, кроме машинистов и пило- тов соответственно, то на автомобильном транспорте (например, в автобусе) находится лишь один водитель, который, помимо основ- ной функции управления транспортным сред- ством, должен еще исполнять функции обес- печения защиты транспортного средства. Внимание пассажиров транспортных средств стоит обратить на обязанность СТИ информи- ровать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспорт- ном средстве, о требованиях законодатель- ства Российской Федерации в области обес- печения транспортной безопасности в части, их касающейся. Неисполнение данного требо- вания является прямым нарушением перевоз- чика. Важно подчеркнуть, что СТИ (вне зависимости от вида транспорта) обязан проводить силами обеспечения транспортной безопасности транс- портного средства осмотр транспортного сред- ства перед его выходом на маршрут и по при- бытии с маршрута в целях выявления предме- тов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспорт- ной безопасности транспортного средства. И снова обращает на себя внимание автомо- бильный транспорт, ведь поезда и самолеты после завершения маршрута отправляются на технологические стоянки, где осуществляются различные операции, от уборки транспорта до его осмотра. Любой пассажир может оценить самостоятельно, насколько хорошо выполняет- ся данное требование на автомобильном транс- порте, находясь на разворотных кольцах обще- ственного транспорта (конечных остановках), куда автобусы прибывают, завершая маршрут и немедленно начиная новый. Помимо прочего, перевозчики обязаны обеспе- чить силами обеспечения транспортной без- опасности транспортного средства реагирова- ние на подготовку к совершению или соверше- ние актов незаконного вмешательства, в том числе передачу тревожного сигнала (оповеще- ния) с транспортного средства, осуществляюще- го перевозку, ответственному лицу (лицам) за обеспечение транспортной безопасности, либо в пункт управления обеспечением транспортной безопасности (при его наличии). Исполнение данного требования на практике также вызыва- ет множество противоречий в связи с больши- ми затратами на его реализацию. Чего не хватает для защиты общественного транспорта? Как мы видим из вышеприведенных норм, госу- дарством уже проделана большая работа по защите общественного транспорта. Однако было отмечено, что некоторые из требований законодательства далеки от совершенства. Если не вдаваться в подробности "внутренней кухни" системы обеспечения безопасности, то ранее, с 2007 по 2020 г., в отношении транс- портных средств реализовывались те же меры безопасности, что и применительно к объектам транспортной инфраструктуры, причем без учета специфики вида транспорта. В эти годы многими государственными и ком- мерческими транспортными компаниями были проведены мероприятия по обеспечению транс- портной безопасности своих транспортных средств: категорирование, оценка уязвимости, разработка плана обеспечения транспортной безопасности. Естественно, выполнение данных действий потребовало от компаний не только проведения организационных мероприятий, но и финансовых затрат. Отвечая на вопрос, чего же не хватает в системе обеспечения безопасности общественных транспортных средств, можно говорить в пер- вую очередь об отсутствии последовательности. По сути, на законодательном уровне защите транспортных средств до 2020 г. не уделялось должного внимания, а все ранее принятые меры оказались экономически нецелесообраз- ными. Поэтому логично считать точкой отсчета в формировании и реализации действенных мер по обеспечению безопасности транспорт- ных средств именно 2020 г., так как большая часть правовых, экономических, организацион- ных и иных мер ранее была направлена на объ- екты транспортной инфраструктуры. Проблемам повышения антитеррористической безопасности в большинстве государств уде- ляется особое внимание, поскольку теракты не только наносят серьезный материальный ущерб – они становятся известными широкой общественности и оказывают негативное соци- ально-политическое воздействие на население, вызывая напряженность в обществе. Решение этой сложной задачи требует не только допол- нительных затрат и оснащения транспорта современными техническими средствами, но и адекватных, упреждающих изменений в под- ходах к технологии и организации перевозоч- ного процесса, оптимизации форм и методов обеспечения безопасности на транспорте [1]. К сожалению, реальность такова, что реализо- ванные теракты на подвижном составе не при- вели к улучшению защиты транспортных средств, а нынешняя экономическая обстановка в стране и в мире приводит к необходимости государства экономить на развитии всех направ- лений. Поэтому надеяться на резкое улучшение системы принимаемых мер по защите подвиж- ного состава в ближайшее время не приходится. Несмотря на усиление внимания к вопросам антитеррористической защищенности за последний десяток лет со стороны государства и транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, проведенный ком- плекс мероприятий в отношении подвижного состава носит незавершенный характер, что в конечном итоге приводит лишь к формирова- нию частичной защиты транспортных средств и их пассажиров. Список литературы 1. Исаков Д.А. Риск-менеджмент в транспорт- ной инфраструктуре как фактор обеспечения безопасности территорий // Вестник универси- тета (ФГБОУ ВПО "Государственный университет управления"). 2013. № 7. С. 45–49. n апрель – май 2024 www.secuteck.ru Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw