Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2024

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 11 переход к предупредительным риск-ориенти- рованным мероприятиям от выяснения после теракта "кто прав, а кто виноват". не проводят- ся исследования источников риска, которые сигнализируют о возможных нарушениях средней и малой степени тяжести с построе- нием риск-модели на основе индикаторов, свидетельствующих о серьезных нарушениях на объектах с массовым пребыванием людей. По мнению специалистов, проводящих модер- низацию и расширение объектов с массовым пребыванием людей, без этих исследований невозможно подготовить современные норма- тивно-правовые документы, что и привело к тому, что нормативная база застыла. норма- тивные требования тормозят процесс совер- шенствования объектов с массовым пребыва- нием людей и приводят к удорожанию про- цесса строительства. Они не позволяют приме- нять риск-ориентированную сквозную техно- логию инженерной укрепленности, современ- ные технологические решения и оборудова- ние. вообще проблема обеспечения антитер- рористической защищенности мест с массо- вым пребыванием людей сложнее, чем кажет- ся на первый взгляд. Это как места (части объ- ектов), где одновременно могут находиться 50 и более человек, так и объекты в целом. Это и вестибюль, и конференц-зал поликли- ники, обеспечение антитеррористической защищенности которой регулируется поста- новлением Правительства РФ от 13 января 2017 г. № 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объ- ектов (территорий) министерства здраво- охранения РФ". При этом необходимо отме- тить, что высокий уровень угрозы терактов возникает при стихийном формировании места с массовым пребыванием людей на гра- нице объекта. Снаружи – перед входом (тер- акт в Тушино), внутри – во входной группе и вестибюле (теракт в волгограде). в целом ситуация для объектов с массовым пребыва- нием людей регулируется постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 "Об утверждении требований к антитеррори- стической защищенности мест массового пре- бывания людей и объектов (территорий), под- лежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ…" (ПП № 272). При этом необходимо иметь в виду, что мест с мас- совым пребыванием людей неизмеримо боль- ше, чем объектов. Поэтому на первое место выдвигается проблема выработки эффектив- ной интеграции требований различных поста- новлений Правительства РФ (отраслевых) как для объекта, так и ПП № 272 для его части (элемента) как места с массовым пребывани- ем людей. Препятствия на пути к безопасности изучение терактов последнего времени пока- зывает, насколько изменились их сценарии, разработанные уже не случайными людьми, а специалистами с использованием террори- стического форсайта и искусственного интел- лекта. Поэтому в настоящее время необходимо моделировать ситуации стихийного формиро- вания в процессе теракта мест с массовым пре- быванием людей и алогичного их перемеще- ния по территории объекта, с учетом действий террористов, вопреки порядку эвакуации. все это при выработке мероприятий и проектных решений, направленных на обеспечение защи- ты объекта от угроз террористического харак- тера и несанкционированного вторжения, соз- дает предпосылки к необходимости оператив- ной выработки новых требований, учитываю- щих степени угрозы совершения теракта и воз- можных последствий его совершения. новые требования должны предусматривать модер- низацию инженерной укрепленности зданий и оснащение специальными техническими средствами путей перемещения масс людей численностью значительно более 50 человек и мест, где они могли бы пережидать развитие теракта. в целом в сфере обеспечения антитер- рористической защищенности объектов и мест массового пребывания людей анализ позво- ляет выделить и сгруппировать причины, тор- мозящие повышение уровня безопасности, а именно: l отсутствие межведомственной координации; l отсутствие научных разработок (и, как резуль- тат, необходимого уровня инженерной укреп- ленности и мер обеспечения защиты от угроз терактов, в частности с применением БПла); l выполнение только объектовой безопасности (а не зональной, многорубежной защиты при подходе к зданию) – это значительно снижает уровень безопасности, не позволяет миними- зировать последствия теракта, пресечь его на ранней стадии, ликвидировать угрозы его совершения. Проблема повышения комплексной безопас- ности объектов и мест с массовым пребыва- нием людей заключается в том, что информа- ция, которой владеют в этой сфере государст- венные органы и организации, нуждается в постоянном однозначном толковании, что должно регламентироваться единым межот- раслевым, межведомственным документом – Концепцией совершенствования системы ком- плексной безопасности и регулирования объ- ектов и мест с массовым пребыванием людей (далее – Концепция). Концепция совершенствования системы комплексной безопасности Концепция направлена на повышение эффек- тивности системы технического нормирования и регулирования объектов (мест) с массовым пребыванием людей через: l совершенствование методов нормирования, оценки соответствия, надзора и контроля, не отвечающих сложившимся экономическим условиям и потребностям субъектов, лучшим практикам; l систематизацию и модернизацию норматив- ной технической базы, а также ее гармониза- цию с федеральными нормативными доку- ментами; l устранение технических барьеров при реали- зации инвестиционных проектов, передовых технологий, инноваций, новых материалов и изделий; l содействие повышению уровня безопасности зданий и сооружений; l активизацию роли профессионального экс- пертного сообщества в качестве субъекта систем технического нормирования и регули- рования, а также подготовки специалистов для работы в этих системах; l развитие системы технического нормирова- ния и регулирования. Нормы Концепция разрабатывается с учетом действую- щих федеральных законов в области техниче- ского регулирования, стандартизации и градо- строительства, иных нормативных правовых актов РФ, а также лучших практик. в ней долж- ны быть учтены особенности нормирования и регулирования для объектов (мест) с массо- вым пребыванием людей: l необходимость сохранения оптимального баланса между использованием комплекса разрешительно-принудительных механизмов (правовых, административных и организа- ционных), направленных на обеспечение без- опасности людей, окружающей среды и объ- ектов регулирования, путем сокращения тех- нических барьеров; l необходимость учета специфики зданий и сооружений, строительных материалов и изделий в качестве объектов технического регулирования; l многоотраслевая направленность строитель- ной деятельности; l наличие межотраслевых профессиональных объединений в области архитектурно-про- ектной и строительной деятельности, имею- щих опыт работы в области технического нор- мирования и регулирования. Концепция представляет собой систему офи- циальных взглядов различных ведомств на обеспечение безопасности объектов (мест) с массовым пребыванием людей. Положения Концепции должны опираться на результаты научных исследований и моделирования поведения зданий и сооружений объектов (мест) с массовым пребыванием людей в экстремальных условиях при терактах. Согласно Концепции под комплексной без- опасностью понимается состояние защищен- ности, определяющейся совокупностью сба- лансированных интересов личности, обще- ства и государства применительно к объ- ектам (местам) с массовым пребыванием людей. Комплексная безопасность объектов (мест) с массовым пребыванием людей в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-Фз "О техническом регу- www.secuteck.ru апрель – май 2024 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй И зучение терактов последнего времени показывает, насколько изме- нились их сценарии, разработанные уже не случайными людьми, а спе- циалистами с использованием террористического форсайта и искус- ственного интеллекта

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw