Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2024

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 13 тов и учебных программ для базовых учеб- ных заведений. Часть этих программ, про- шедших экспертизу в Экспертном Совете Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, с последующим их утвер- ждением Комитетом, используется для про- ведения мероприятий в форме обязательного повышения квалификации специалистов, осуществляющих проектирование, строитель- ство и эксплуатацию объектов (мест) с мас- совым пребыванием людей. Повышение ква- лификации включает изучение методических рекомендаций по разработке и согласованию проектной документации для объектов (мест) с массовым пребыванием людей. К проведе- нию этого мероприятия привлекаются члены межотраслевой комиссии из Ростехнадзора, минстроя, Главгосэкспертизы и мосгосэкс- пертизы, Росгвардии, мвд, ФСБ. внесение изменений и дополнений в законодательные акты и разработку на основании этих актуа- лизированных нормативных документов последующей новой редакции методических рекомендаций необходимо провести после накопления статистически значимой инфор- мации в области аварийности объектов (мест) с массовым пребыванием людей и эффективности их антитеррористической защищенности, с учетом изменения характе- ра угроз и рисков деструктивных природных, техногенных факторов, актов незаконного вмешательства и террористических актов. Экспертный анализ позволяет рекомендо- вать: l провести комплекс исследований с модели- рованием процессов поведения зданий и сооружений объектов (мест) с массовым пребыванием людей в экстремальных усло- виях с целью разработки новых методов про- ектирования и сквозной технологии инженер- ной укрепленности; l внести изменения в федеральные законы; l гармонизировать процесс финансирования научных исследований, вариантных про- ектных работ с учетом специфики эксплуата- ции объектов (мест) с массовым пребывани- ем людей и их антитеррористической защиты с учетом ее критической важности для функ- ционирования в условиях новых рисков и угроз; l разработать защитные сооружения объектов (мест) с массовым пребыванием людей; l подготовить мероприятия и проектные реше- ния по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (включая прилегаю- щие территории и акватории) на основе предвидения с помощью террористического форсайта, определяющего стратегию интел- лектуального терроризма и актов незаконного вмешательства (БПа, Эми-РЭБ, кибер), нару- шителей с измененной психикой; l сформулировать научные основы, проекты новых нормативных документов и программ профессиональной переподготовки специа- листов, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию объектов (мест) с массовым пребыванием людей. Отдельно необходимо отметить, что приме- нительно к объектам и местам с массовым пребыванием людей, с учетом их специфики, как объектам всех форм собственности, дол- жен быть разработан специализированный законопроект о сотрудничестве с использова- нием в сфере безопасности государственно- частного партнерства правоохранительных органов с субъектами предпринимательства и широкого взаимодействия с институтами гражданского общества. вышеприведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что нельзя ограничиваться только объектами с массовым пребыванием людей. во-первых, толкование наличия таких мест весьма рас- плывчато (нет методики расчета возможности присутствия 50 и более человек на опреде- ленной площади в помещениях различного функционального назначения), во-вторых, есть объекты, не включающие такие помеще- ния, но являющиеся привлекательной целью для террористов (торговые, спортивные, исторические, культурные, промышленные, объекты ТЭК и т.д.). в современных реалиях, в условиях гибридной войны, которую против России ведет западный мир, ограничиваться разработкой Концепции для формирования взглядов на защиту от террористического воз- действия нельзя. методы, которые против нас используют террористы, постоянно совершен- ствуются и находятся в непрекращающемся развитии, включая использование искус- ственного интеллекта. К сожалению, в настоя- щее время мы находимся в роли догоняюще- го. необходимо переломить ситуацию и работать на опережение, прогнозировать и предугадывать методы террористов, а лучше вообще исключить возникновение возможно- сти террористического воздействия. Это воз- можно при постоянном мониторинге ситуа- ции и методов злоумышленников, с внедре- нием опыта в алгоритмы работы комплексной системы безопасности объектов. Разработка Концепции требует большого количества вре- мени и привлечения специалистов всех сфер жизнедеятельности общества, что влечет достаточно большие финансовые и времен- ные затраты. У нас, к сожалению, нет ни того, ни другого. Концепция – это документ, пред- ставляющий собой систему взглядов на про- блему и направления ее решения, однако он не несет конкретики и не имеет руководящей силы. Приоритетные задачи Опыт практической работы показывает, что опе- ративно необходим основополагающий доку- мент высшего порядка, обязательный для выполнения и обеспечивающий формирование дальнейшей нормативной базы в области анти- террористической защиты. Таковым докумен- том в соответствии с 184-Фз в нашей стране является Технический регламент. в настоящее время существует множество технических рег- ламентов, имеющих косвенное отношение к антитеррористической защите (384-Фз, 123-Фз), но полноценного документа, посвя- щенного антитеррору, нет. в связи с этим пред- лагается организовать рабочую группу секции по безопасности Экспертного Совета при Коми- тете Совета Федерации по обороне и безопас- ности, включающую представителей законода- тельных органов, силовых и чрезвычайных ведомств, представителей структур, заинтере- сованных в реализации антитеррористических мероприятий на объектах промышленности и соцкультбыта. для формирования информа- ционной основы будущего технического регла- мента необходимо: 1. Разработать Концепцию обеспечения без- опасности и антитеррористической защищенно- сти объектов производственного и обществен- ного назначения, включая объекты с массовым пребыванием людей. 2. Разработать проект Технического регламента антитеррористической защищенности объектов производственного назначения, мест массового скопления людей и социально значимых объ- ектов. 3. в максимально короткие сроки разработать проект закона о Техническом регламенте анти- террористической защищенности объектов производственного назначения, мест массово- го скопления людей и социально значимых объектов. закон должен носить не концепту- альный характер, а включать основные поня- тия, определения, классификаторы и положе- ния, содержащие способы и требования, имеющие однозначное толкование и обяза- тельное выполнение. 4. Разработать методические рекомендации по реализации положений Технического регламен- та при проектировании, строительстве, рекон- струкции, капитальном ремонте, а также экс- плуатации объектов капитального строитель- ства. в рабочей группе необходимо сформиро- вать ядро представителей, работающих на постоянной основе, которые проводят анализ реализации Технического регламента и при необходимости выходят с законодательной инициативой для корректировок или дополне- ний положений Технического регламента, под- готовки предложений по формированию нор- мативных документов, обеспечивающих реали- зацию положений Технического регламента (постановления правительства, своды правил и т.д. в рамках действия 184-Фз). Таким образом, в настоящее время приоритет- ной задачей является разработка Технического регламента о требованиях к антитеррористиче- ской защищенности объектов производствен- ного назначения, мест массового скопления людей и социально значимых объектов. n www.secuteck.ru апрель – май 2024 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru В настоящее время приоритетной задачей является разработка Тех- нического регламента о требованиях к антитеррористической защищен- ности объектов производственного назначения, мест массового скопле- ния людей и социально значимых объектов

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw