Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2024

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 20 Н есмотря на достижения современной строительной науки и техники, исключить аварии полностью не удается. аварии могут привести к таким последствиям, как вред здо- ровью или гибель людей, порча или утрата иму- щества, остановка систем жизнеобеспечения населения и т.д. То же самое можно сказать про антитеррористическую защищенность, где про- тивоправные действия третьих лиц могут при- водить к сопоставимым последствиям. Уровни ответственности При оценке рисков здания и сооружения рас- сматриваются как "оболочка" производственной или иной технологии, которая во многом опре- деляет степень воздействия на окружающую среду и со стороны окружающей среды. Феде- ральным законом от 30.12.2009 г. № 384-Фз "Технический регламент о безопасности здании и сооружений" (далее – Фз № 384) в зависи- мости от тяжести возможных социальных, эко- номических, экологических последствий разру- шений сооружений устанавливается уровень ответственности (пониженный, нормальный, повышенный). для сооружений, отнесенных к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, устанавливается повышенный уровень ответ- ственности. в составе опасных, технически сложных объектов могут быть сооружения как с повышенным, так и с нормальным уровнем ответственности. довольно часто при иденти- фикации сооружений уровень ответственности определяется неверно. в отдельных случаях такого рода ошибки связаны с неполнотой или неоднозначностью требований законодатель- ных актов и нормативно-правовых документов. Определение уровня ответственности сооруже- ний в процессе идентификации является важ- нейшей задачей, от которой зависит оптималь- ность и экономичность принимаемых решений, потому как он задает требования к проектным решениям и мероприятиям и другим аспектам на всех этапах жизненного цикла сооружения. нужно отметить, что помимо федеральных законов, определяющих уровень ответственно- сти особо опасных, технически сложных и уни- кальных объектов, присутствуют еще норматив- но-правовые акты, содержащие иную класси- фикацию, связанную с критериями определе- ния уровня ответственности. несмотря на слож- ность идентификации, единый подход в соот- ветствии с ст. 4 Фз № 384 на предпроектной стадии архитектурно-строительного проектиро- вания позволяет учесть критерии классифика- ции тяжести ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера, аварий, катастроф, тер- рористических актов и т.д. Особенности проведения государственной экспертизы Государство, используя инструмент государствен- ных экспертиз, гарантирует обществу безопас- ность на объектах капитального строительства. на этапе прохождения государственной экспер- тизы в соответствии с Фз № 384, п. 6 ст. 3, уста- навливаются минимально необходимые требова- ния к зданиям, сооружениям и системам инже- нерно-технического обеспечения: l механической безопасности; l пожарной безопасности; l безопасности при опасных природных про- цессах и явлениях и (или) техногенных воз- действиях; l безопасности для здоровья человека, условий проживания и пребывания в зданиях и соору- жениях; l безопасности для пользователей зданий и сооружений; l доступности зданий и сооружений для инва- лидов и других групп населения с ограничен- ными возможностями передвижения; l энергетической эффективности зданий и сооружений; l безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду. Основными исходными данными при подготовке проектной документации в части систем безопас- ности с учетом требований законодательства о градостроительной деятельности являются: l задания на проектирование; l отчетная документация по результатам инже- нерных изысканий; l технические условия на присоединение объ- ектов капитального строительства к сетям инженерного обеспечения; l специальные технические условия в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недо- статочно требований по надежности и без- опасности, установленных нормативными документами; l иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Россий- ской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами. Основные причины внесения изменений и дополнений в задание на проектирование при прохождении экспертизы проектной документа- ции – это отсутствие сведений или неполнота сведений об идентификационных признаках зда- ний и сооружений, входящих в состав объекта проектирования. данных признаков всего семь: l назначение; l принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и другим объектам, функ- ционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность; l возможность опасных природных процессов и явлений, техногенных воздействий на тер- ритории, на которых будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения; l принадлежность к опасным производствен- ным объектам; l пожарная и взрывопожарная опасность; l наличие помещений с постоянным пребыва- нием людей; l уровень ответственности. При разработке проектной документации в отношении систем безопасности зачастую прорабатываются решения по техническим и инженерным средствам охраны без учета тре- бований нормативных документов к зданиям и сооружениям, которые оснащаются данными средствами. Это актуально в рамках объекта проектирования при необходимости дооснаще- ния техническими средствами охраны и обес- апрель – май 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй Станислав Публиченко Заместитель начальника Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России П роектные решения в части мероприятий по противодействию терро- ризму зачастую определяются только исходя из состава планируемого инженерного оборудования в соответствии с нормативными правовыми актами в области обеспечения антитеррористической защищенности без учета технологических потребностей и функционального назначения объекта и других требований безопасности в соответствии с № 384-ФЗ Вопросы экспертизы проектной документации в части безопасности инфраструктурных объектов Чрезвычайно важно точно определить уровень ответственности зданий для последую- щих решений в области безопасности, однако не все так просто. О проведении госэкспертизы и нюансах проектной документации читайте в этой статье

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw