Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2024
О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 28 О бозначенные аспекты закреплены поста- новлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обяза- тельной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" (далее – Постановление). Мы рассмотрим также законодательные ново- введения в части изменений, связанных с уста- новлением срока действия сертификата соот- ветствия применительно к различным схемам сертификации, а также в целом опишем дея- тельность всех участников работ в указанной сфере сертификации. Обязательность соответствия функциональных характеристик технических средств обеспече- ния безопасности установленным требова- ниям обозначена на законодательном уровне Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Одним из объектов оценки соответствия без- опасности на транспорте являются технические средства оповещения населения. Соответствующие обязательные требования, правила процедуры сертификации специ- альных изделий, а также закрепление за про- дукцией органов власти установлены Постанов- лением. В отношении технических средств оповещения федеральным органом по сертификации высту- пает МЧС России. В рамках указанной деятель- ности по обеспечению безопасности транспорт- ного комплекса МЧС России выработан особый подход к подтверждению соответствия техниче- ских средств оповещения с учетом разработки ведомственных методик испытаний, оценки их функциональных возможностей на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Специфика "транспортной" сертификации Важно отметить, что введенная обязательная "транспортная" сертификация стоит как бы особ- няком в рамках исполнения требований законо- дательства в области технического регулирова- ния, она является единственным примером обя- зательной сертификации национального уровня, в котором участвуют органы по сертификации, уполномоченные силовыми ведомствами, внед- рены особые процедуры сертификации, зача- стую несвойственные традиционным подходам. Как описано во многих публикациях по данной тематике, подлежащие обязательной сертифи- кации для целей транспортной безопасности технические средства оповещения включают три группы изделий в соответствии с классифи- кацией, установленной национальной системой стандартизации: l системы (комплексы) технических средств оповещения в виде автоматизированных рабочих мест оповещения; l аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения; l оконечные средства визуального, речевого и звукового оповещения (светодиодные экра- ны, полноцветные панели, электронные табло типа "бегущая строка", технические средства звукового оповещения). В рамках функций назначения средства опове- щения осуществляют доведение сигналов опо- вещения и экстренной информации до абонен- тов разного уровня, передают сигналы опове- щения. Схемы сертификации Одной из особенностей национальной серти- фикации технических средств обеспечения транспортной безопасности стало использова- ние четырех схем сертификации: l схема 1 – для единичных образцов изделий; l схема 2 – для партии изделий; l схема 3 – для серийного производства; l схема 4 – для средств, которые установлены на транспортных средствах и объектах транс- портной инфраструктуры. Последняя схема до сих пор вызывает ряд про- блемных вопросов по реализации и недопони- мание со стороны собственников объектов транспортной инфраструктуры, участников сер- тификации, требует специальной детализации процедуры подтверждения соответствия уста- новленным национальным требованиям. Участники процесса сертификации Участниками обязательной сертификации технических средств оповещения являются федеральный орган по сертификации – МЧС апрель – май 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ СОУЭ "АнТиТЕРРОР" Нина Климачева Старший научный сотрудник 6-го Научно-исследовательского центра ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России Елена Леонова Старший научный сотрудник 6-го Научно-исследовательского центра ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России https://ru.freepik.com О совершенствовании нормативно- правовой базы в области обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности Статья посвящена вопросам развития нормативного обеспечения процедуры серти- фикации технических средств оповещения, предназначенных для решения задач транспортной безопасности, а также некоторым связанным с ними темам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw