Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2024

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 29 России, уполномоченный орган по сертифи- кации – ФГБУ Внии ГОЧС (ФЦ), аккредито- ванные испытательные лаборатории, в том числе подведомственные научно-исследова- тельские институты МЧС России, имеющие аккредитацию и на выездной формат испы- таний. Широкий спектр испытательных площадок позволяет сократить издержки заявителей, например связанные со сложностями транс- портирования образцов, а также дает возмож- ность не допустить увеличения сроков серти- фикации. Учитывая более чем пятилетнюю практику работ по указанному направлению, можно сказать, что сегодня создан достаточный для закупок ассортимент и объем сертифицированных тех- нических средств оповещения (за исключением технических средств видеооповещения). По четвертой схеме сертификации сертифи- каты соответствия выданы единичным объ- ектам транспортной инфраструктуры – это аэропорты, объекты нефтегазовой отрасли, мостовые эстакады, морские порты и терми- налы, что однозначно связано с действующим ранее мораторием на необходимость серти- фикации. Нововведения в сфере "транспортной" сертификации Рассмотрим нововведения, которые предстоит внедрять участникам "транспортной" сертифи- кации уже в 2024 г. Федеральным законом от 24 июля 2023 г. № 387-ФЗ "О внесении изменений в Федераль- ный закон "О транспортной безопасности" в законодательство о транспортной безопасно- сти были внесены изменения следующего содержания: "Сертификат соответствия техни- ческих средств обеспечения транспортной без- опасности требованиям к их функциональным свойствам в отношении каждой единицы тех- нического средства действует в течение всего срока его службы, установленного в соответ- ствии с законодательством Российской Феде- рации". Для реализации обозначенного нововведения был утвержден План-график подготовки нор- мативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 24 июля 2023 г. № 387-ФЗ и связанных: l с подготовкой проекта изменений в Правила обязательной сертификации, утвержденных Постановлением; l с внесением изменений в ряд ведомственных нормативных правовых актов, например в приказ МЧС России от 9 ноября 2017 г. № 509 "Об утверждении формы сертификата соответствия технических средств обеспече- ния транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам". Важно отметить, что указанные изменения и практика работ по сертификации требуют внесения изменений и в Методики проведения сертификационных испытаний технических средств, по подтверждению их соответствия требованиям к функциональным свойствам тех- нических средств оповещения, установленных Постановлением (утверждены МЧС России 29.03.2017 № 2-4-71-17-28). О переработанной редакции Постановления Во исполнение мероприятий указанного Плана- графика ожидаемая переработка Постановле- ния не привела к пересмотру обозначенных процедур сертификации, по предложениям разработчика была сведена к следующим изме- нениям незначительного характера, а именно дополнению п. 8 Правил обязательной серти- фикации (а именно в раздел описания схемы 3 в части серийных изделий), утвержденных Постановлением: "Сертификат соответствия на серийно выпускаемые технические средства обеспечения транспортной безопасности выда- ется на 3 года. Каждая единица технического средства из серии, выпущенная в период дей- ствия сертификата, является сертифицирован- ной в течение всего срока ее службы, установ- ленного в соответствии с законодательством Российской Федерации". Следует отметить, что представленная редакция противоречит основным целям сертификации серийной продукции, а именно обеспечению стабильности соответствия характеристик про- дукции установленным требованиям в период действия сертификата, а не в период срока ее службы. Кроме того, неизвестны и не подлежат контролю объемы продукции, изготовленной в период действия сертификата, что может при- вести к появлению на рынке контрафактных и фальсифицированных изделий, предназна- ченных для использования на объектах транс- портной инфраструктуры. Сроки службы изделий и сроки хранения информации о сертификатах Важно отметить, что срок службы изделий существенно превышает срок хранения инфор- мации о выданных сертификатах соответствия и документов, послуживших основанием для его выдачи, что требует дополнительного разъ- яснения в процедуре сертификации серийной продукции. Предлагаемый подход и сегодня реализуется в рамках бессрочной схемы сертификации № 2 (партия продукции), но при этом в сертификате соответствия указаны конкретные объемы сер- тифицированных технических средств. Необходимость регламентации продления срока службы продукции В настоящее время на законодательном уров- не не регламентирован порядок установле- ния, продления срока службы технических средств оповещения, особенно в разрезе Постановления. Был предложен подход с учетом ряда обозна- ченных ниже корректировок: а) дополнить подпункт к) п. 5 Правил словами "в течение срока службы, указанного в техниче- ской документации на продукцию, заявленную на сертификацию"; б) дополнить п. 7 Правил подпунктом з) сле- дующего содержания: "направляет в орган по сертификации информацию, содержащую регистрационные номера и объемы партий продукции, выпущенных в период действия сертификата соответствия в течение 30 рабочих дней после истечения срока действия сертифи- ката соответствия"; в) исключить п. 18 Правил или дополнить его после слов "сертификата соответствия системы менеджмента качества" словами "выданного органом по сертификации, аккредитованным в национальной системе аккредитации". Данная позиция позволит предупредить воз- можность появления на рынке фальсифициро- ванной продукции ввиду отсутствия контроля за объемами ее производства после завершения срока действия сертификата соответствия, кото- рый распространяется на всю совокупность серийной продукции. Указанные изменения сегодня находятся на межведомственном согласовании. Прочие ожидаемые обновления нормативной базы Кроме того, МЧС России выявлена и озвучена необходимость исключения из Постановления ссылки на недействующий ГОСТ Р 42.3.01– 2014 "Гражданская оборона. Технические сред- ства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования" путем замены ссылкой на свежий одноименный стандарт 2021 г. Последнее не повлечет установление дополнительных требований к объектам серти- фикации. Другим этапом развития нормативной базы в рассматриваемой сфере работ стали допол- нения к форме сертификата соответствия тех- нических средств обеспечения транспортной безопасности требованиями к их функциональ- ным свойствам, утвержденными соответствую- щим ведомственным приказом. Проектом приказа МЧС России предусматри- вается включение в бланк сертификата при- мечания следующего содержания: "Сертифи- кат соответствия в отношении технических средств оповещения, установленных на объ- ектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, действует в течение всего срока службы, установленного в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации". Проект приказа МЧС России проходит процеду- ры обсуждения на официальном портале regu- lation.gov.ru с последующей повторной регист- рацией в Минюсте России. Заключение Таким образом, в настоящее время на законо- дательном уровне проводится внедрение обновленных подходов к обеспечению транс- портной безопасности со стороны государства в части эффективности и качества технических средств, разрабатываемых, закупаемых и уста- навливаемых на объектах транспортной инфра- структуры. Обозначенные нормативные новел- лы, несомненно, изменят имеющуюся практику сертификации, и, что особенно важно, они должны упростить процедуру оценки соответ- ствия для всех ее участников, реализовать новые принципы с учетом практики сертифика- ционных работ. n www.secuteck.ru апрель – май 2024 СПЕЦПРОЕКТ СОУЭ "АнТиТЕРРОР" Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw