Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2024

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 41 ком которой может быть раздел "Общие дан- ные" проектной документации. 2. Уровни доступа, полномочия персонала, ква- лификационные требования – информация, необходимая для упорядочивания доступа к управлению автоматикой и администрирования системы, а также для определения профессио- нальных категорий и допусков для работы с СПА. 3. Основные эксплуатационные процедуры – описание порядка использования функционала СПА при эксплуатации, что послужит основой для дальнейшего составления инструкций для персонала и его обучения. 4. Регламент технического обслуживания – порядок ТО типового регламента из вышепри- веденных стандартов для конкретных систем, который является основой для составления гра- фика ТО, с учетом фактической номенклатуры оборудования в составе системы. 5. Регламент ремонта и замены ТС – процедур- ная информация, сформированная на основе технической эксплуатационной документации ТС и требований вышеприведенных стандартов. Обеспечение работоспособности на всех этапах Наряду с необходимой документацией работо- способность СПА и составляющих ее техниче- ских средств на разных этапах жизненного цикла систем обеспечивают мероприятия, ото- браженные в табл. 2. Исходной точкой обеспечения исправности ТС служит входной контроль после поставки, а при его отсутствии – проверка работоспособности в ходе пусконаладочных работ. Для системы пожарной автоматики таковыми являются инди- видуальные и комплексные испытания, заверше- ние которых оформляется комиссионным актом. После ввода системы в эксплуатацию начинается этап текущего контроля работоспособного состояния СПА и исправности ТС, который в раз- ной степени участия могут обеспечивать как пер- сонал защищаемого объекта, так и персонал обслуживающей организации. Для этого в систе- ме и в ее ТС должны быть определенные органы индикации и мониторинга, как обязательные, требуемые стандартом ГОСТ Р 53325–2012, так и дополнительные. Перспективные варианты удаленного контроля состояния работоспособно- сти и наличия неисправностей – это использова- ние сети "Интернет" и общедоступных приложе- ний или систем передачи извещений. Отсутствие системных сообщений о неисправности не во всех случаях свидетельствует об их отсутствии в СПА, так как не существуют ТС с 100%-ной само- диагностикой. Некоторые нарушения в работе ТС или системы в целом могут быть выявлены толь- ко на стадии их перехода из одного режима работы в другой. В этих целях предусмотрен обя- зательный регламент технического обслужива- ния, реализованный на договорной основе обслуживающей организацией. В ходе периоди- ческих испытаний проверяется работа СПА в автоматическом режиме и при ручном управле- нии, сохранение работоспособности при перехо- де на резервное электропитание. Наполнением регламента служат технологические операции по обслуживанию ТС. Проведение технического обслуживания и испытаний требует систематиче- ского контроля со стороны эксплуатирующей организации (заказчика). Типичная ошибка заказчиков – мнение, что вся ответственность за работоспособное состояние СПА лежит на обслу- живающей организации. Однако даже если так сформулировано в договоре на ТО и ремонт, это не отменяет ответственности со стороны заказчи- ка, что прямо указано в ГОСТ Р 59639–2021, а также подтверждается судебной практикой. Регламент устранения неисправностей или заме- ны вышедшего из строя оборудования играет важную роль в сокращении времени частичной или полной неработоспособности СПА. В стан- дартах для системы пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре определены усло- вия и предельное время на устранение неисправ- ностей, с учетом чего принимаются решения о необходимости наличия ЗИП, постоянного при- сутствия персонала на объекте и его обучения. К тому же время на восстановление работоспо- собности системы может быть оговорено в дого- воре на ТО и ремонт. Модернизация систем или внесение изменений в их состав – процедура, требующая особого внимания. К сожалению, данный вопрос пока не нашел своего норматив- ного отражения и путей решения, все отдано на откуп обслуживающей организации и степени ее добросовестности. Дело в том, что любое внесе- ние изменений в систему, сданную в эксплуата- цию, как минимум ставит под сомнение легитим- ность подписанного акта о вводе в эксплуатацию и результатах ее испытаний. Фактически вопрос сводится к тому, какие изменения и в каком объеме допустимы без повторных испытаний с актированием. Логично было бы предположить, что это возможно, если не вносятся изменения в алгоритм работы системы, но такое заключе- ние, безусловно, требует подтверждения у про- ектной организации и согласования с заказчи- ком. В любом случае внесение изменений отно- сится к категории пусконаладочных работ, поэто- му требует последующих проверок с сохранени- ем и передачей заказчику результатов пускона- ладки в виде обновленных файлов программи- рования приборов. Именно об этих результатах говорится в ст. 54 ППР как "результаты пускона- ладочных испытаний". Замена ТС, в том числе по истечении срока эксплуатации, требует согласо- вания с заказчиком и проектной организацией, в соответствии со стандартами на СПС и СОУЭ. Порядок эксплуатации ТС сверх срока службы указан в приказе от 28 апреля 2023 г. № 408, в котором разъясняется выполнение требований ст. 54 ППР в этой части. Для эксплуатации сверх срока службы следует ежегодно проводить испы- тания, как это указано в ГОСТ Р 59636–2021, ГОСТ Р 59638–2021, ГОСТ Р 59639–2021. По нашему мнению, при принятии решения о про- длении срока службы следует учитывать старение элементов, увеличение потока отказов и, соответ- ственно, количества ремонтов. Таким образом, поддержание работоспособности систем пожар- ной автоматики является сложным системным процессом, в основе которого должны лежать наличие комплекса необходимой документации, регламента технического обслуживания, квали- фицированного персонала обслуживающей организации и контроля со стороны ответствен- ных сотрудников объекта защиты. n Иллюстрация предоставлена автором. www.secuteck.ru апрель – май 2024 №п/п Наименование этапа Мероприятия Исполнитель 1. Фиксация исправно- сти технических средств (ТС) Входной контроль Проверка работоспособности при наладке Монтажная организация 2. Фиксация работоспо- собности систем Индивидуальные и комплексные испытания Акт ввода в эксплуатацию Монтажная организация Эксплуатирующая организация (в составе комиссии) 3. Текущий контроль исправности ТС Осмотр и обслуживание Контроль журнала неисправно- стей ТС Обслуживающая и эксплуатирую- щая организации в рамках регла- мента ТО 4. Проверка работоспо- собности систем Периодические испытания Обслуживающая организация в рамках регламента ТО 5. Устранение неисправ- ностей и ложных сра- батываний Локализация неисправности и устранение Ремонт неисправных ТС Обслуживающая организация по договору на ТО и ремонт 6. Модернизация систем Добавление (удаление) ТС и налад- ка с сохранением результатов Согласование работ с заказчи- ком и проектной организацией Обслуживающая организация на договорной основе 7. Замена ТС Демонтаж, монтаж и наладка ТС Согласование замены с заказчи- ком и проектной организацией Обслуживающая организация на договорной основе 8. Эксплуатация ТС сверх срока службы Согласование с производителем ТС Ежегодные испытания Обслуживающая организация на договорной основе Таблица 2. Мероприятия, обеспечивающие работоспособность СПА Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw