Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2024

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 89 Сложности с организацией эвакуации на про- мышленных объектах возникают по нескольким причинам: 1) одновременное присутствие большого числа людей; 2) сложная архитектура зданий (множество этажей, отделений, помещений, лабиринт коридоров); 3) ограниченное количество выходов/маршру- тов эвакуации; 4) наличие опасных материалов (химические вещества, газы, взрывоопасные вещества). Чтобы обеспечить безопасную эвакуацию в таких условиях, рекомендуется использовать систему мониторинга местоположения людей класса RTLS. Современные RTLS-системы состоят из аппаратной части с поддержкой тех- нологии Ultra WideBand (анкеров, которыми оснащаются помещения, и носимых меток для точного позиционирования людей до 10 см) и программного комплекса для обеспечения мониторинга. При организации эвакуации RTLS-системы обеспечивают возможность непрерывного отслеживания местонахождения людей в раз- личных частях промышленного объекта в реальном времени. Это помогает контролиро- вать, все ли люди покинули здание, и в случае необходимости установить, где находятся те, кто еще внутри. В отсутствие чрезвычайных ситуаций RTLS- системы становятся неотъемлемым инструмен- том наблюдения за персоналом и контроля за доступом в запретные или опасные зоны. Они также фиксируют время, проводимое персона- лом на рабочих площадках, и позволяют строить маршруты перемещения персонала. Экономические выгоды внедрения PSIM В последние пару лет мы отмечаем важные изме- нения в понимании службами безопасности реального эффекта от внедрения автоматизиро- ванных систем управления безопасностью (PSIM- платформ). Основной эффект от развертывания PSIM – это качество управления комплексной безопасностью. В свою очередь, это неизбежно влияет на снижение потерь, сокращение расхо- дов и прочие экономические параметры. В статье "PSIM-платформы. Реальные эффекты от внедрения" 3 перечислены наиболее явные категории убытков, издержек и затрат, которые возможно оптимизировать благодаря развер- тыванию PSIM. Службы безопасности могут усилить обоснова- ния инвестиций в PSIM расчетами на основе кри- териев, указанных в Постановлении. Среди них: l величина ущерба, нанесенного основным производственным фондам объекта; l величина ущерба от потери прибыли; l стоимость потерь готовой продукции; l стоимость материальных ресурсов и про- изводственных запасов; l стоимость выплат работникам за время простоя; l затраты на ликвидацию последствий возмож- ного теракта. Дифференцированный подход к охране Фраза "Дифференцированный подход к охране с соблюдением принципа оптимизации задей- ствованных сил и средств охраны" буквально означает необходимость рационального рас- пределения ресурсов, а также адаптивность и гибкость этого процесса. Персонал и техниче- ские средства следует задействовать таким образом, чтобы обеспечивать наивысший уро- вень безопасности при разумных затратах. Это напрямую подразумевает: l автоматизацию решения рутинных задач (непрерывный видеомониторинг с примене- нием технологий машинного зрения на кри- тических рубежах, а также мониторинг состояния работоспособности оборудования, программных комплексов и сетей связи); l переключение людей на более высокоуровне- вые задачи (управление машинами, настрой- ка видеоаналитики, принятие управленческих решений на основе собранных достоверных данных и пр.); l верификацию тревожных сигналов (перед отправкой ГБР на место происшествия), что настраивается в автоматизированной системе управления инцидентами (система инци- дент-менеджмента – это элемент PSIM-плат- формы); l периодическую ревизию выделенных ресур- сов в соответствии с текущей ситуацией. Это значит усиление физической охраны в зоне повышенного риска и сокращение численно- сти охраны там, где на регулярной основе целесообразно применять технические сред- ства и привлекать небольшую численность персонала службы безопасности. Общий вывод Около 50% требований, определенных в Поста- новлении Правительства РФ№ 258 в интересах антитеррористической защищенности промыш- ленных объектов, могут быть успешно выполне- ны при помощи автоматизированных систем обнаружения, мониторинга и управления: l систем видеонаблюдения с применением тех- нологий машинного зрения; l систем мониторинга состояния работоспособ- ности оборудования, программных комплек- сов и сетей связи; l систем мониторинга местоположения персо- нала; l систем контроля и управления доступом с применением технологий многофакторной аутентификации; l систем тревожной сигнализации на основе датчиков различного типа действия. Вся объектовая техническая инфраструктура, имеющая отношение к комплексной безопасно- сти, должна быть сведена в единый комплекс под управлением программно-аппаратной платформы верхнего уровня класса PSIM. На основе PSIM-платформы организуется мони- торинговый (ситуационный) центр, который позволяет взять комплексную безопасность объекта под полный контроль, в том числе: l отображать обстановку (оборудование, люди, инциденты) с привязкой к цифровым картам и времени; l управлять режимами работы интегрирован- ных в PSIM-платформу систем (независимо от назначения и производителя) и их взаимо- действием из единого интерфейса; l внедрить автоматизированную систему обра- ботки инцидентов – с целью эффективного реагирования и радикальной минимизации человеческого фактора; l верифицировать тревожные сигналы, посту- пающие от одних систем, событиями, возни- кающими в других системах, и снизить коли- чество инцидентов на 80–90% 4 за счет исключения ложных тревог; l координировать действия сотрудников и под- разделений в кризисных ситуациях; l документировать действия персонала и пред- отвращать сговоры; l автоматизировать регистрацию процессов управления безопасностью и ускорить подго- товку отчетов в три раза за счет автоматизации сбора информации из внутренних систем; l сократить время обработки инцидентов на 50% за счет автоматизации процессов, использования единого интерфейса управле- ния и улучшения координации взаимодей- ствия служб предприятия. n 51. Минимизация возможных последствий совершения терро- ристического акта на объекте (территории) промышленности и ликвидация угрозы его совер- шения достигается посредством: <...> д) обеспечения технической воз- можности эвакуации, а также своевременного оповещения работников и иных лиц, находя- щихся на объекте (территории) промышленности, о порядке бес- препятственной и безопасной эва- куации из зданий (сооружений) 58. Организация антитеррористи- ческой защищенности крупного объекта (территории) промышлен- ности осуществляется путем диф- ференцированного подхода к охра- не как всей территории такого объекта, так и локализованных на его территории производственных площадок с соблюдением принци- па оптимизации задействованных сил и средств охраны с наращива- нием рубежей обнаружения и защиты по направлению к потен- циально опасным участкам и (или) критическим элементам www.secuteck.ru апрель – май 2024 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru 3 PSIM-платформы. Реальные эффекты от внедрения: https://www.komplitis.ru/tpost/s0xi5v30d1-psim-platformi-realnie- effekti-ot-vnedre. 4 Цифры оценок внедрения PSIM-платформы получены на основе исследований ООО "КомплИТех".

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw