Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2025

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 105 Анализ вида и интенсивности рисков и угроз, проведенный на базе применения риск-ориен- тированного подхода в рамках междисципли- нарных и отраслевых научно-технических исследований, показывает, что проектирование, строительство и эксплуатацию опасных про- изводственных объектов ОПК и КИ необходимо производить с учетом риска запроектных ава- рий 2 (ЗА), вызываемых воздействием не только внешних, но и внутренних факторов. Проблемы объектов в новых условиях Необходимо учитывать, что отдельные положе- ния Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопас- ности зданий и сооружений" 3 и документов в области стандартизации 4 в условиях мирного времени являются обоснованными, но при СВО и в мобилизационных условиях, при изменении характера и уровня рисков, необходимо предо- ставление возможности установления экспери- ментальных правовых режимов в отдельных сферах технологических инноваций, не являю- щихся цифровыми инновациями. Такие вре- менные изменения позволят значительно уменьшить стоимость строительства, сократить сроки строительства и реконструкции. Инфор- мационной базой для проведения работ с уче- том реализации требований по комплексной безопасности и антитеррористической защи- щенности является риск-ориентированное информационное моделирование, основанное на лучших практиках и отраслевой норматив- ной базе. Анализ показывает, что в последнее время остро обозначились проблемы объектов воен- ной, производственной, транспортной, энерге- тической, социальной, информационной инфраструктур и объектов массового пребыва- ния людей, в том числе объектов ОПК и КИ, атакованных, поврежденных и разрушенных в ходе боевых действий. Поэтому возникает необходимость оперативно принимать решения о сносе, восстановлении и реконструкции таких объектов, что требует проведения диагностики их технического состояния и защищенности. При проектировании и проведении строитель- но-монтажных работ необходимо формирова- ние эффективных систем управления объекта- ми в запроектных ситуациях и антитеррористи- ческой защищенностью. При этом чем выше степень неопределенности и потенциальные последствия воздействия рисков на объект, тем выше должна быть эффективность управления рисками. Такой подход связан с реализаций нормативно-правовых, экономических, органи- зационных и иных мер, соответствующих угро- зам техногенного, природного характера, АНВ, терактов и диверсий. Оценка их воздействия проводится с помощью мониторинга рисков – она уже нормативно введена в отдельные зако- нодательные акты РФ по вопросам обеспечения антитеррористической безопасности. Необхо- димо иметь в виду, что с 01 июля 2025 г. в РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность за ненадлежащее исполнение предписаний нормативных документов по антитеррористической безопасности. Риск-ориентированное информационное моделирование Основой для проектирования, строительства и эксплуатации безопасных объектов является риск-ориентированное информационное моде- лирование (РО ТИМ), позволяющее формиро- вать информационные модели (ИМ) объектов ОПК и КИ с учетом их конструктивных и техно- логических особенностей, рисков и угроз, воз- никающих при воздействии природных и тех- ногенных факторов, АНВ, терактов и диверсий. ИМ объектов ОПК и КИ создаются с использо- ванием террористического форсайта и инфор- мации из государственных информационных систем (ГИС). Функционирование ГИС опреде- ляется ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информа- ционных технологиях и о защите информации". Объекты ОПК и КИ, подключенные к ГИС, согласно приказу ФСТЭК № 17 от 11.02.2013 "Об утверждении требований о защите инфор- мации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в ГИС" (в ред. приказов ФСТЭК России № 27 от 15.02.2017 и № 106 от 28.05.2019) аттестовывают свои системы и применяют средства защиты информации, имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ, прошедшие оценку в форме обяза- тельной сертификации на соответствие требо- ваниям ст. 5 Федерального закона от 27 декаб- ря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулиро- вании". При применении РО ТИМ создаются безопас- ные объекты ОПК и КИ 5 , которые отвечают тре- бованиям безопасности в условиях воздействия природных и техногенных факторов, требова- ниям по обеспечению защиты от угроз террори- стического и диверсионного характера, требо- ваниям качества и культуры безопасности (про- фессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье). В отличие от проектирования с применением ТИМ, РО ТИМ предназначено для решения мно- гоцелевых задач с учетом возникающих и раз- вивающихся неопределенностей, новых пово- ротов в проблеме обеспечения безопасности объектов ОПК и КИ, то есть тех нештатных усло- вий, в которых они существуют при СВО. РО ТИМ является основой для объединения проектных решений и мероприятий, направ- ленных на управление рисками воздействий природных и техногенных факторов, военных, террористических и диверсионных угроз. РО ТИМ реализуется посредством аппаратно- программного технологического и надзорного комплекса, обеспечивающего эффективную контрольно-надзорную деятельность на всех этапах жизненного цикла объекта ОПК и КИ: подготовительном, проектирования, строитель- ства, эксплуатации. Комплекс включает модули для контроля степени защиты от военных, тер- рористических, диверсионных угроз в новых условиях изменения психологии людей и воз- никновения интеллектуального терроризма. Информационные модели – части РО ТИМ РО ТИМ, в отличие от ТИМ, дополнительно включает разработку следующих информа- ционных моделей: 1. 0D – подготовительный этап. Построение ИМ – мониторинга территории объекта ОПК и КИ, окружающей территории; информации об объектах на этих территориях; информации об объекте ОПК и КИ; подготовительных работ; предварительной оценки уязвимости объекта ОПК и КИ; системы антитеррористической защищенности и мероприятий сил безопасно- сти на подготовительном этапе. 2. 7D – оценка уязвимости объекта ОПК и КИ. ИМ для оценки уровня обеспечения ком- плексной безопасности, антитеррористической защиты. 3. 8D – проектные решения инженерно-тех- нической укрепленности объекта ОПК и КИ. ИМ мероприятий по усилению конструктивных элементов объекта ОПК и КИ, архитектурных решений, отделки помещений и технических средств, обеспечивающих противодействие несанкционированному проникновению, обна- ружению угроз и обеспечение антитеррористи- ческой защищенности, а также инженерной укрепленности специальных помещений для хранения и работы со служебной информацией ограниченного доступа. 4. 9D – системы антитеррористической защищенности объекта ОПК и КИ. ИМ раз- мещения инженерно-технических средств охра- ны, систем видеонаблюдения, связи, оповеще- ния и экстренной эвакуации, технических систем (средств) для обнаружения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, радиоактив- ных, наркотических средств, токсичных хими- катов, отравляющих веществ и патогенных био- логических агентов, в том числе при получении почтовых отправлений, других опасных пред- метов и веществ. 5. 10D – сценарии (мероприятия) комплекс- ной безопасности и антитеррористической защиты объекта ОПК и КИ. ИМ мероприятий комплексной безопасности и антитеррористи- ческой защиты по реагированию на сигналы от средств контроля безопасности персонала объ- www.secuteck.ru апрель – май 2025 2 Запроектная авария (ЗА) вызывается не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности сверх единичного отказа, реализацией ошибочных решений персонала. К ЗА относятся гипотетические аварии, характеризующиеся весьма малой вероятностью такого события, но значительными последствиями. 3 В соответствии с п. 4 ст. 42 Федерального закона: "Национальный орган РФ по стандартизации… утверждает, опубликовывает… перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона". 4 Приказ Росстандарта от 2 апреля 2020 г. № 687 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". 5 Безопасность объекта ОПК и КИ – это состояние защищенности объекта ОПК и КИ от различных угроз, при котором созданы условия для его нормального функционирования и строгого соблюдения на нем установленных режимов.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw