Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2025

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 106 екта ОПК и КИ включает пути передвижения и действия сил безопасности объекта ОПК и КИ, МВД, МЧС, ФСБ, разработанные с использова- нием опыта СВО и с применением искусствен- ного интеллекта на основе анализа оценки уязвимости объекта ОПК и КИ, анализа моде- лей нарушителя и сценария его действий. Лучшие практики (технологии). Вопросы запроектных аварий В связи с тем, что риски, в том числе военные и террористические, растут, а технологии их парирования часто отсутствуют, особое внима- ние при разработке 0D, 7D, 8D, 9D уделяется поиску лучших практик (технологий) – РО ТИМ для ЗА. Они отбираются с учетом особых усло- вий в техническом задании на проектирование, полученных на основе анализа ЗА, источников ее возникновения, сценариев развития и тяже- сти последствий. Такие лучшие практики (тех- нологии) включают управление авариями, осу- ществление на объекте ОПК и КИ и окружаю- щей территории мероприятий для глубокоэше- лонированной защиты объекта ОПК и КИ, пер- сонала и населения. В случае если устройство и место нахождения объекта ОПК и КИ не исключают возможность ЗА, то независимо от ее вероятности разрабатываются меры по ее управлению. Исходя из определения запроект- ной аварии, любое исходное событие, приво- дящее к проектной аварии, становится исход- ным и для запроектной, если оно сопровожда- ется дополнительными отказами систем без- опасности или ошибками персонала и сил без- опасности объекта ОПК и КИ. Концепция управления ЗА впервые сформиро- валась в качестве дополнительного, четверто- го, уровня глубокоэшелонированной защиты после чернобыльской аварии. В условиях СВО ЗА вызываются АНВ, в том числе терактами и диверсиями, реализуемыми по нестандарт- ным сценариям, не включенным в перечень потенциальных угроз совершения АНВ. Последствия таких аварий значительно тяже- лее последствий проектных аварий, и, хотя вероятность ЗА весьма мала, атака на Крым- ский мост 8 октября 2022 г. показала, что их необходимо учитывать для всех объектов ОПК и КИ. Раньше ЗА считались гипотетическими и не рассматривались в проектах, но совре- менная концепция безопасности требует их учета и ограничения последствий с помощью мер управления. Эти меры направлены на предотвращение перехода проектных аварий в запроектные и на ослабление, локализацию и ликвидацию их последствий в условиях военных, террористических и диверсионных рисков; природных и техногенных воздей- ствий на объект ОПК и КИ и системы его без- опасности; нештатной работы систем безопас- ности; ошибок персонала и сил безопасности объекта ОПК и КИ. Управление запроектными авариями Управление ЗА должно четко подразделяться между 0D – РО ТИМ проектных решений инже- нерно-технической укрепленности, систем и мероприятий антитеррористической защиты на подготовительном этапе; 7D – РО ТИМ про- ектных решений инженерно-технической укрепленности объекта ОПК и КИ; 8D – РО ТИМ систем антитеррористической защищенности объекта ОПК и КИ и 9D – РО ТИМ сценариев (мероприятий) антитеррористической защиты объекта ОПК и КИ. Для реализации могут использоваться технические средства, обес- печивающие безопасность при проектных ава- риях или предназначенные для уменьшения последствий ЗА. Действия и технические сред- ства, описываемые в 0D, 7D, 8D и 9D, образуют четвертый уровень глубокоэшелонированной защиты объекта ОПК и КИ. Они разрабатывают- ся для реализации постановления Правитель- ства РФ от 01.03.2024 № 258 "Об утверждении требований к антитеррористической защищен- ности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышлен- ности и торговли РФ, и формы паспорта без- опасности этих объектов (территорий)". Вероятностный анализ безопасности При разработке 0D, 7D, 8D и 9D необходимо учитывать, что основой оценки уязвимости объ- екта ОПК и КИ является вероятностный анализ безопасности. Это касается и сценариев АНВ, терактов и диверсий, приводящих к тяжелым повреждениям объекта ОПК и КИ, рассматри- ваемых как ЗА. Вероятностный анализ безопас- ности применяется для оценки эффективности критериев и мер по управлению ЗА и позволяет выявить уязвимые места объекта ОПК и КИ (элементы и системы безопасности, процедуры деятельности персонала и сил безопасности), которые являются вероятными причинами ава- рии объекта ОПК и КИ в больших масштабах, чем при проектных авариях. Перечни ЗА, на основе анализа которых разрабатываются меры по управлению такими авариями, не могут раз- рабатываться только на основе вероятностных критериев. Эти перечни должны также учиты- вать необходимость такого управления ЗА, когда все события не являются вероятностными, то есть целиком и полностью определяются причинами. Концепция безопасности объекта ОПК и КИ базируется на этом подходе, а вероятностный является его дополнением. Анализ безопасно- сти объекта ОПК и КИ проводится на основе определения для каждого отказа порядка раз- вития проектных аварий и их последствий. Для ЗА такой подход не может быть применен, так как ЗА возникают при непроектных исходных событиях или при дополнительных отказах систем безопасности сверх единичного отказа или ошибочных действиях персонала и сил безопасности. Из-за этого количество возмож- ных сценариев ЗА неограниченное, и для его сокращения необходимо применять симптом- но-ориентированный подход, а не событийно- ориентированный, применяемый для про- ектных аварий. Для учета комплекса ЗА симп- томы или признаки аварийного состояния объ- екта ОПК и КИ cравниваются с последствиями, превышающими принятые для проектных ава- рий, и с промежуточными состояниями, приво- дящими при их развитии к аварийным состоя- ниям. Уровни тяжести аварийных состояний Аварийные состояния, то есть степень повреж- дения элементов объекта ОПК и КИ, его инже- нерной укрепленности и систем безопасности, характеризуются уровнями тяжести. Они не свя- зываются со строго определенными сценария- ми АНВ, терактами и диверсиями, так как одни и те же аварийные состояния являются резуль- татами воздействий по различным сценариям или их совокупности, приводящей к возникно- вению нескольких ситуаций в период времени, меньший, чем необходимое время реакций (например, при пожарной тревоге удар по путям и местам эвакуации). Переход от аварий- ных сценариев к аварийным состояниям сужает спектр анализируемых ЗА при условии ограничения количества состояний поврежде- ния элементов объекта ОПК и КИ, его инженер- но-технической укрепленности. Комплекс ава- рийных состояний по нарастанию уровней тяжести охватывает весь диапазон нарушений и их сочетаний как для элементов объекта ОПК и КИ и систем его безопасности, так и для дея- тельности персонала и сил безопасности. Если аварийные состояния не удается выделить как самостоятельные, то они включаются в состав других состояний. Самостоятельные аварийные состояния объекта ОПК и КИ связываются с кри- тическими функциями безопасности, прекра- щающими развитие аварийного процесса или предотвращающими переход аварийного состояния в состояние с большим уровнем тяжести. Анализ связи ЗА и соответствующих им аварийных состояний проводится по аналогии с анализом для проектных аварий. Проблема оптимального распределения решений по защите объекта ОПК и КИ Наиболее сложной является проблема опти- мального распределения решений по защите объекта ОПК и КИ от угроз террористического характера между 0D, 7D, 8D и 9D. Это связано с постоянным изменением рисков и угроз, а также инновационной деятельностью. Содержание 0D, 7D, 8D и 9D имеет различное наполнение и диктуется видом объекта ОПК и КИ, условиями его размещения и эксплуатации. Разработка ИМ 0D,7D, 8D и 9D на всех этапах жизненного цикла объекта ведется в тесном контакте спе- циалистов в сфере безопасности со специали- стами в области риска, ответственности за защи- ту объекта. Обязанность обеспечения мер защи- ты, в том числе финансирование этих мер, лежит на балансодержателе объекта, при отсут- ствии ресурсов для обеспечения таких мер – на руководителе хозяйствующего субъекта. На первом этапе проводится анализ АНВ, тер- акта и диверсии с высокими уровнями тяжести последствий, рассматриваемых как ЗА и вызванных одним из трех условий или их комбинацией: а) не учитываемыми для про- ектных аварий исходными событиями, б) отка- зами систем безопасности, в) реализацией ошибочных решений персонала и сил безопас- ности. Вначале анализируются типовые сцена- рии проведения АНВ, теракта и диверсии на объекте ОПК и КИ и соответствующие им в оценке уязвимости аварийные сценарии. апрель – май 2025 www.secuteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw