Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2025

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 107 Затем в обратном порядке с использованием дискретно-событийного моделирования про- изводится анализ от комплекса связанных с ними аварийных состояний к не учитываемым для проектных аварий (в результате типового АНВ, теракта или диверсии) исходным собы- тиям, отказам систем безопасности, ошибкам персонала и сил безопасности. Это позволяет сформировать узкий перечень ЗА и соответ- ствующих им нарушений, приводящих к ава- риям с высокими уровнями тяжести. Для этого перечня ЗА разрабатывается комплекс мер по управлению аварией. Отличие перечня ЗА объ- екта ОПК и КИ в том, что перечень проектных аварий должен определяться еще на стадии разработки технических заданий на проектиро- вание или реконструкцию объекта ОПК и КИ. При разработке 0D, 7D, 8D и 9D должны использоваться руководства по управлению ЗА объекта ОПК и КИ, разработанные на основании анализа сценариев, приводящих к аварийным состояниям и ЗА. Эти руководства обеспечивают эффективные действия персонала и сил без- опасности объекта ОПК и КИ, определение ими приоритетов действий для каждого уровня тяжести, активизацию функций безопасности в процессе ЗА. Анализ перечней аварийных состояний и сценариев позволяет определить эффективность выполнения критических функ- ций безопасности и последствия их невыполне- ния, временные и параметрические характери- стики. Они определяют возможность перехода аварийных состояний к ЗА при определенных начальных условиях (разработка перечня ЗА и их анализ играет вспомогательную роль). Решение проблемы ЗА на объекте ОПК и КИ в процессе его РО ТИМ Решение проблемы ЗА на объекте ОПК и КИ в процессе его РО ТИМ базируется на сочетании вероятностного подхода и условия, согласно которому процессы в объекте ОПК и КИ не слу- чайны и вызываются конкретными причинами. Это соответствует требованиям к обеспечению безопасности объекта ОПК и КИ в условиях СВО при военных, террористических и диверсион- ных рисках. РО ТИМ позволяет на ИМ воспроиз- вести ЗА на основе анализа существенных взаи- мосвязей между элементами объекта ОПК и КИ с использованием агентного имитационного моделирования, сымитировать его поведение во времени и получить статистику без экспери- ментов на реальном объекте. Временем в ИМ ЗА на объекте ОПК и КИ можно управлять: замед- лять при быстропротекающих процессах и уско- рять для медленно изменяющихся. Использова- ние системной динамики имитационного моде- лирования объекта ОПК и КИ для этапов его жизненного цикла позволяет увеличить резуль- тативность процессов и их унифицировать. Целями являются разработка концепции аппа- ратно-программного комплекса (АПК) и интег- рированной, интеллектуальной информацион- но-аналитической системы для поддержки при- нятия решений мониторинга объекта ОПК и КИ в штатных условиях, а также при АНВ, терактах, диверсиях. Задачи снижения рисков и смягчения послед- ствий АНВ, терактов, диверсий и ЧС включают: l совершенствование системы управления; l создание типовых центров управления; l интеграцию систем предупреждения, реаги- рования и ликвидации. Эта работа проводится с учетом повышения стойкости объекта ОПК и КИ и применением методов управления ЗА. Таким образом, проводится анализ основных процессов организации функционирования объекта ОПК и КИ, их оцифровка и внедрение инноваций – сквозных технологий и лучших практик. Существующий подход к обеспечению безопасности объекта ОПК и КИ, основанный на управлении рисками (минимизации рисков путем снижения вероятности (частоты) и последствий АНВ, терактов, диверсий и ЧС), обеспечивает приемлемый уровень рисков по отдельным видам угроз (но не для множествен- ных угроз), однако уже близок к исчерпанию своих возможностей и требует модернизации с переходом к стойкости. При управлении рис- ками основной упор делается на предупрежде- ние и предотвращение опасностей/угроз и смягчение, снижение тяжести последствий. Несмотря на то что любые виды АНВ, терактов, диверсий и ЧС связаны с несколькими угрозами или опасностями, действующими одновремен- но или последовательно, противодействие каж- дой из них проводится силами отдельных ведомств. Ликвидация последствий крупномас- штабных АНВ, терактов, диверсий и ЧС показа- ла снижение безвозвратных потерь и скорость восстановления только при создании межве- домственных систем безопасности. Отличительной особенностью объекта ОПК и КИ являются его уязвимости к множественным угрозам и его адаптивные возможности, а для совместно используемого осознания ситуации осуществляется переход от изолированных под- систем объекта ОПК и КИ с фрагментарным отражением ситуации к "системе систем" (ком- плексной системе, состоящей из ведомственных систем, связанных межведомственным понима- нием). В настоящее время применительно к объектам ОПК и КИ необходим переход от риск-информированной, целеориентированной парадигмы безопасности с риском как основ- ным ее показателем к риск-информированной, целеориентированной парадигме безопасности с показателем стойкости, учитывающей когни- тивные аспекты. Последнее связано с изменени- ем в новых условиях психологии людей вообще и нарушителей в частности и возникновением интеллектуального терроризма. Предлагаемая система безопасности реализует методические подходы постановления Прави- тельства РФ от 01.03.2024 № 258 "Об утвер- ждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) про- мышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерст- ва промышленности и торговли Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". Это касается оцен- ки уязвимости и разработки планов обеспече- ния безопасности объектов ОПК и КИ, оценки вероятностей реализации угроз различной при- роды, выработки рекомендаций по их пред- упреждению и ликвидации последствий на основании управления рисками и стойкостью. Для минимизации рисков и их устранения при- меняется комплекс мероприятий, основанный на прогнозах поведения элементов объектов ОПК и КИ, разработанных на базе искусствен- ного интеллекта, интеллектуального анализа данных, машинного обучения, моделирования и статистики. Парадигма "управление стойкостью" Стойкость является недооцененным ресурсом (особенно при оценке времени возврата к штат- ному производственному циклу), поэтому для комплексного обеспечения безопасности объ- ектов ОПК и КИ как систем высокой ответствен- ности разработка парадигмы "управление стой- костью" нужна не для замены, а для дополнения и расширения существующего подхода "управ- ление рисками" с учетом уязвимостей. В основу концепции информационно-аналитической системы для принятия решений для объектов ОПК и КИ положена интеграция методов ситуа- ционной осведомленности, неогеографии, вир- туального окружения, предсказательного моде- лирования, Грид 6 , семантической паутины, ког- нитивных технологий. Таким образом, на фоне проведения цифровой трансформации стой- кость является эффективным инструментом для формирования в объекте ОПК и КИ единого безопасного технологического цифрового кон- тура. Он предназначен для решения системных проблем при их развитии (восстановлении), должен стать инфраструктурной системой инно- ваций с соблюдением требований безопасности и защиты от угроз террористического и дивер- сионного характера. Единый безопасный техно- логический цифровой контур объекта ОПК и КИ позволяет повысить эффективность управления при помощи обследования территорий под раз- витие (восстановление) объекта ОПК и КИ, про- ектирования, строительства и эксплуатации. Единый цифровой контур, поддерживающий безопасность на нормативно заданном уровне, повышает эффективность объектов ОПК и КИ, ускоряет сроки их развития (восстановления), улучшает качество и культуру их безопасности. Управление безопасностью объектов ОПК и КИ: планирование и корректировка действий в условиях изменяющейся обстановки Обеспечение безопасности объектов ОПК и КИ, оценка особенностей их подсистем, оценка вероятностей реализации угроз различной при- роды, выработка рекомендаций по их пред- упреждению и ликвидации последствий на основании управления рисками и стойкостью требуют оценки различных вариантов развития ситуаций. Первоначальные планы по мере про- ведения операции по активному противодей- ствию угрозам подвергаются корректировке. www.secuteck.ru апрель – май 2025 6 Грид-форма распределенных вычислений, в которой виртуальный суперкомпьютер представлен в виде кластеров, соединенных с помощью сети слабосвязанных компьютеров, работающих вместе для решения задач, требующих значительных вычислительных ресурсов.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw