Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2025
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 109 П роекты, определяемые как инфраструктур- ные, характеризуются масштабностью, социально-экономической значимостью, боль- шим числом участников, комплексным характе- ром, ограничениями по времени реализации и выделяемым ресурсам. В рамках данной статьи хочу обратить внимание на такой важный вопрос, как обеспечение еди- ного подхода к комплексной системе безопас- ности в рамках всего инфраструктурного про- екта с учетом выделения этапов строительства. Специфика инфраструктурных проектов Как правило, инфраструктурные проекты выполняются этапами. Сложная иерархия управления реализацией инфраструктурного проекта выражается в возможном наличии раз- ных заказчиков, генподрядчиков и проектных организаций для разных этапов одного проекта. В процессе проведения экспертизы проектной документации разных этапов одного инфра- структурного проекта возникает типичная ситуа- ция, когда мы видим отсутствие единой логики построения системы безопасности в рамках всего инфраструктурного проекта при фор- мальном соблюдении требований норм, правил и заданий заказчика на проектирование в рам- ках отдельных этапов. Возникает ситуация, опи- санная когда-то Райкиным в его юмореске: "К пуговицам претензий нет". В результате полу- чается комплект систем безопасности этапов, которые не соединяются в единый пазл системы безопасности инфраструктурного проекта. Я поднимаю этот вопрос потому, что еще не видел инфраструктурных проектов, где ком- плексный подход был в полной мере реализо- ван. Единую структуру комплексной системы безопасности начинают создавать в процессе прохождения экспертизы, устраняя несоответ- ствия, выявленные экспертами. Предпроектная стадия Важную роль в создании комплексной системы безопасности инфраструктурного проекта игра- ет предпроектная стадия. На ней должны быть определены общие вопро- сы технологии охраны и безопасности объекта в целом, выбраны охранные организации, при этом учтены требования и ограничения на выбор таких организаций, которые накладыва- ет действующее законодательство, в том числе Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", поста- новление Правительства Российской Федера- ции от 14.08.1992 № 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной дея- тельности", распоряжение Правительства Рос- сийской Федерации от 15.05.2017 № 928-р (ред. от 23.01.2024) "О перечне объектов, под- лежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федера- ции", Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране" и др. Необходимо учесть требования к антитеррори- стической защищенности объектов (террито- рий), определяемые постановлениями Прави- тельства Российской Федерации для соответ- ствующих федеральных органов исполнитель- ной власти, требования транспортной безопас- ности, требования безопасности объектов топ- ливно-энергетического комплекса, требования охранных организаций. На этой стадии также следует определить и при необходимости согласовать предварительные категории объектов транспортной инфраструк- туры, категории объектов ТЭК, категории объ- ектов с учетом возможных последствий совер- шения террористического акта для установле- ния дифференцированных требований к обес- печению антитеррористической защищенности объектов. Здесь же необходимо проработать общую орга- низацию комплексной системы безопасности инфраструктурного проекта, определить места расположения сил охраны, пунктов управления, структуру взаимодействия. Только имея общую концепцию комплексной системы безопасности, можно переходить к разработке требований этапов реализации инфраструктурного проекта. Проектирование следующих этапов При наличии такой предварительной проработ- ки не составит труда сформулировать требова- ния к комплексной системе безопасности в рам- ках заданий на проектирование каждого этапа инфраструктурного проекта. В заданиях на проектирование этапов инфра- структурного проекта необходимо наложить дополнительные требования на применяемое оборудование и системы для обеспечения совместимости между собой создаваемых систем безопасности этапов в рамках инфра- структурного проекта. Важно помнить, что обеспечение безопасности необходимо создавать начиная с первого этапа реализации проекта. Как пример – ограждение и пункт управления; помещения для сотрудни- ков охранных организаций должны быть пред- усмотрены сразу, они не могут появиться на чет- вертом или пятом этапе, потому что при этом на предыдущих этапах не будет реализована без- опасность и антитеррористическая защищен- ность объекта. Вопросы выделения этапов При выделении этапов необходимо помнить, что в общем случае желательно, чтобы в рамках выделенного этапа объект мог быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, хотя для линейных объектов транспортной инфраструктуры, включенных в перечень объ- ектов инфраструктуры, в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для модерниза- ции, расширения и увеличения пропускной спо- собности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей применяются особенности, установленные Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". По 31 декабря 2033 г. включительно под этапом строительства также понимается строительство, реконструкция одного либо нескольких объектов капитального строительства или их частей, которые входят в состав такого линейного объекта и не могут быть введены в эксплуатацию и эксплуатиро- ваться автономно. Соблюдение такого подхода к созданию ком- плексной системы безопасности позволит исключить ошибки и сократить время на про- ектирование, сократить расходы при реализа- ции инфраструктурных проектов. n www.secuteck.ru апрель – май 2025 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Михаил Карпов Заместитель начальника отдела информатизации, связи и инженерно- технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России О некоторых аспектах проектирования комплексных систем безопасности в инфраструктурных проектах В России запланировано и планируется большое число инфраструктурных проектов. При их реализации особое внимание следует уделять комплексной безопасности объектов. Автор, исходя из своего опыта, дает рекомендации относительно того, что следует учесть еще перед началом проектирования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw