Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2025
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 113 В настоящее время данные, получаемые самым различным образом, приобретают всё бóльшую ценность для организаций и ведомств, и конечно же, встает вопрос их хра- нения и обработки. В мире, и в том числе в Рос- сии, уже имеется много центров обработки данных (далее – ЦОД) как коммерческих, так и созданных различными компаниями и ведом- ствами для собственных нужд. Какой путь выбрать организации, решившей обрабатывать свои данные в ЦОД? Обратиться в уже функ- ционирующий центр, с репутацией, или же соз- давать с нуля корпоративный, то есть свой? Давайте прежде всего разберемся, чем они раз- личаются, а далее поговорим о нюансах созда- ния собственного ЦОД. Корпоративный и коммерческий ЦОД – в чем различия? Корпоративный центр обработки данных, конечно же, отличается от коммерческого, хотя и сходства тоже предостаточно. Три основные отличия корпоративного ЦОД от коммерческого. 1. Коммерческий ЦОД создается для прямого извлечения прибыли, то есть он зарабатывает своим владельцам деньги за счет оказания услуг, будь то сдача мест в аренду для размеще- ния оборудования или оказание услуг облачных сервисов. Цель – прибыль. Корпоративный ЦОД используется для разме- щения собственного ИТ-оборудования конкрет- ной организации или предприятия. Цель – без- опасность. 2. Коммерческий ЦОД, как правило, имеет огромный масштаб, за счет чего уменьшаются затраты на его создание и содержание в пере- счете, например, на одну стойку и увеличива- ется прибыль. Корпоративный ЦОД, как правило, небольшой, создается под текущие и перспективные задачи развития бизнеса. Конечно, есть исключения – ЦОД огромных корпораций, например в России это компании "Яндекс" или VK. 3. Коммерческий ЦОД, как правило, обладает профессиональной командой для поддержки и эксплуатации, прямые обязанности которой – поддерживать ЦОД в работоспособном состоя- нии (договоры с заказчиками с прописанным уровнем обслуживания SLA этому весьма спо- собствуют). Риски оператора коммерческого ЦОД – штрафы! В корпоративном ЦОД или нет выделенной команды, занимающейся только ЦОД (у людей часто масса других задач), или состав такой команды неполный, многие задачи при этом целиком закрываются договорами на обслужи- вание со сторонними организациями. Есть и другие различия, можно список продол- жить, но сказанного выше достаточно для пони- мания того, что коммерческий и корпоратив- ный ЦОД – это разные объекты. Обычно надеж- ность корпоративного ЦОД выше, а обслужива- ние инженерной инфраструктуры (ИИ) коммер- ческого ЦОД лучше и реализуется быстрее. Почему организация решает создать собственный ЦОД У организации возникает потребность в созда- нии корпоративного ЦОД по ряду причин, назо- вем основные. 1. ИТ-инфраструктура выросла (или в ближай- шее время вырастет) настолько, что существую- щей площадки для ее размещения будет недо- статочно. 2. Решаются задачи резервирования, снижения рисков того, что существующий ЦОД по каким- то причинам может остановиться. 3. У организации большая, распределенная сеть отделений и филиалов в разных городах и стра- нах, и нужно приблизить обработку данных к месту их генерации или использования (так называемые еdge-ЦОД). Как можно решать задачу создания корпоративного ЦОД? Рассмотрим возможные варианты. Вариант 1 Построить свой собственный ЦОД. Риски, кото- рые возникают в случае такого решения и кото- рые надо попытаться сразу нивелировать: l результат работы окажется неудовлетвори- тельным, ЦОД не будет выполнять свои функ- ции; l будет превышен необходимый бюджет на строительство; l будет превышен бюджет на эксплуатацию. Основные возможности, которые предоставляет собственный ЦОД: l лучший уровень безопасности (при соблюде- нии соответствующих мер); l низкие затраты на размещение оборудования в ЦОД (по сравнению с коммерческим ЦОД, например, отсутствует арендная плата); l гибкость, возможность просто развернуть любое необходимое бизнес-приложение в любой необходимой среде. Вариант 2 – этот вариант лучше! Арендовать себе ЦОД у коммерческого опера- тора в виде стойко-мест, или даже в виде выде- ленного машинного зала, или в виде необходи- мых сервисов в облаке. Риски, которые могут возникнуть: l повышенные затраты на поддержку и разме- щение своего оборудования и/или необходи- мых сервисов (арендная плата); l затруднен доступ к своему оборудованию как минимум: если есть необходимость получить физический доступ к нему, нужно ехать на площадку, проходить соответствую- щие регламентные процедуры у оператора ЦОД; l более низкий уровень безопасности (это ско- рее психологическая проблема, так как обыч- но у операторов пройдены процедуры серти- фикации по безопасности). Возможности, возникающие при размещении ЦОД у оператора: l не нужно единовременно выделять боль- шой бюджет на строительство собственного ЦОД (капитальные затраты/CAPEX отсут- ствуют); www.secuteck.ru апрель – май 2025 Александр Бахлыков Руководитель Инженерного бюро bimDC Фото DC Studio на Freepik – https://ru.freepik.com/ Планируем и проектируем корпоративный ЦОД Итак, у компании возникла потребность в ЦОД. Работать с коммерческим или созда- вать свой? Свой – в уже имеющемся здании или модульный, с нуля? Чем руковод- ствоваться? Ответы на эти вопросы читайте в данной статье.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw