Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2025
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 13 Владимир Балановский Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь рабочей группы секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук Игорь Грунин Член рабочей группы секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, судебный строительно- технический эксперт, член-корр. АПК Леонид Балановский Член рабочей группы секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член экспертного совета МТПП, член-корр. АПК Олег Буков Эксперт по безопасности Р азработка стратегии безопасности начина- ется с постановки и обоснования дерева целей. Однако для антитеррористической без- опасности невозможно прогнозирование вариантов развития событий на перспективу и их полное перечисление в нормативных документах. Цели долгосрочного планирования достигают- ся при выполнении целей среднесрочного пла- нирования, а те, в свою очередь, при достиже- нии целей краткосрочного планирования (целеполагания). Оно позволяет решать задачи за короткий промежуток времени исходя из разрешения текущих проблем, что дает воз- можность сконцентрироваться на преодолении внезапных угроз безопасности (новых видов интеллектуального терроризма) даже без учета проблем, связанных с достижением долгосроч- ных целей. Однако современные вызовы и угрозы разно- образны и турбулентны (бурные, беспорядоч- ные), поэтому невозможно использовать только краткосрочное планирование, так как оно может не обеспечивать достижение долгосроч- ных целей и привести в будущем к непредви- денным последствиям. Необходимость актуализации прогнозов и корректировки целей Преодоление существующих и потенциальных вызовов и угроз возможно только при исполь- зовании управления изменениями безопасно- сти КвО, то есть при постоянной актуализации прогнозов в соответствии с вызовами и коррек- тировке, исходя из этого, поставленных целей. в первую очередь эта работа должна быть про- ведена для КвО (в том числе объектов ОПК), список которых необходимо актуализировать исходя из современной обстановки, склады- вающейся в ходе СвО, и с учетом террористи- ческих и диверсионных угроз после ее оконча- ния. Безопасность критически важных объектов обеспечивается с использованием риск-ориен- тированного подхода для всех стадий их жиз- ненного цикла при расширяющемся спектре угроз и вызовов антропогенного, техногенного и природного характера. Особенности ММПЛ на критически важных объектах важным обстоятельством является то, что все критически важные объекты имеют по несколь- ко (иногда десятки) мест с массовым пребыва- нием людей. Помимо производственных цехов это контрольно-пропускные пункты, раздевал- ки, столовые и т.п. наибольший ущерб наносит- ся при проведении теракта или диверсии имен- но в этих помещениях, что связано с четко опре- деленным временем сосредоточения в них или около них больших масс людей. Поэтому целью краткосрочного планирования (целеполагания) в сфере обеспечения антитеррористической защищенности критически важных объектов в настоящее время при СвО является создание и обеспечение оперативного внедрения в ммПл систем превентивного дистанционного бесконтактного досмотра, интеллектуальных систем видео- и аудиоконтроля и выявления лиц с аномальным поведением, интеллектуаль- ных систем видеофиксации стоянки транспорта и несанкционированной съемки около КвО и т.п. Эти системы должны частично распола- гаться на территории поселения, прилегающей к КвО, для формирования многорубежной системы безопасности. Управление изменениями безопасности ммПл КвО проводится постоянно в условиях турбу- лентности угроз появления новых интеллекту- альных терактов и диверсий, которые должны рассматриваться как запроектные (то есть не предусмотренные нормативными документа- ми). Требования к оснащениюММПЛ КВО инженерно-техническими средствами безопасности в целях обеспечения антитеррористической защищенности критически важные объекты раз- личного назначения, имеющие в своем составе ммПл, должны оснащаться самыми современ- ными инженерно-техническими средствами безопасности. Это непрерывный процесс, кото- рый связан с подбором наилучших решений в рамках решения этой задачи (лучших прак- тик). Он включает мониторинг нормативной базы, тенденций и трендов на рынке систем без- опасности, что позволяет определять основные направления формирования единой техниче- ской политики в области оснащения объектов системами безопасности или их модернизации. в рамках решения этой задачи определяется комплекс научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ (ниР и ОКР) в области систем безопасности, включающий проведение испытаний и экспертиз технологий и технических решений. Анализ их результатов позволяет актуализировать перечни: l рекомендуемых к использованию систем без- опасности; l ответственных (добросовестных) разработчи- ков, производителей, инсталляторов и интегра- торов технических средств безопасности. Обо- рудование, используемое для комплектации систем безопасности с открытой архитектурой и возможностью интеграции в единый контур корпоративной безопасности КвО в ммПл, должно иметь потенциал для масштабирования и модернизации в перспективе. n www.secuteck.ru апрель – май 2025 СПЕЦПРОЕКТ АнТиТЕРРОР. БЕзОПАСнОСТь мЕСТ С мАССОвым ПРЕБывАниЕм людЕй Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru К ритически важные объекты имеют по несколько (иногда десятки) мест с массовым пребыванием людей. Помимо производственных цехов это контрольно-пропускные пункты, раздевалки, столовые и т.п. При проведении теракта или диверсии наибольший ущерб наносится именно в этих помещениях, что связано с четко определенным временем сосре- доточения в них или около них множества людей. Целеполагание безопасности мест с массовым пребыванием людей в условиях турбулентности рисков Стратегии безопасности критически важных объектов (КВО), включающих места с массовым пребыванием людей (ММПЛ), в современных условиях турбулентности рисков должны перейти от формального статуса и стать одним из основных источ- ников целеполагания, интегрировавшись в практику стратегического планирования в условиях управления изменениями приоритетов. Это связано с тем, что документы стратегического планирования в сфере безопасности КВО принимаются не столько для перечисления основных вызовов и угроз, сколько для формирования государст- венной политики, направленной на преодоление рисков, угроз, угрозообразующих факторов, способных нанести ущерб.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw