Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2025

Другие функции СКУД Перечислим другие функциональные возмож- ности, предоставляемые СКУД: l разделение пользователей на группы и раз- граничение доступа в помещения в соответ- ствии с принадлежностью к группе; l доступ по заданному расписанию; l настраиваемые функции блокировки дверей; l занесение в базу данных сведений о пользо- вателях и контролируемых помещениях и соз- дание подробных отчетов обо всех событиях; l слежение за состоянием охранной и пожар- ной сигнализаций и, при срабатывании дат- чиков, блокировка дверей (в случае пожара – разблокировка); l оформление карт-пропусков для сотрудников и посетителей; l удаление кода утерянной карты из внутрен- ней базы данных системы; l постоянный контроль работоспособности эле- ментов системы и, в случае возникновения неполадок, оповещение о них пользователя. Особенности планирования СКУД При планировании организации СКУД следует учитывать: l емкость системы с учетом запаса на расширение; l систему карт доступа (Em-Marine, HID iClass, MIFARE и т.д.) с возможностью замены системы карт с минимальным изменением оборудования; l варианты исполнение считывателей (уличное, для помещений); l возможность использования оборудования разных производителей без потери эффек- тивности системы; l не использовать уникальные протоколы обмена данными (сложно заменить только часть оборудования); l функциональные возможности программного обеспечения по отображению состояния системы и управлению системой; l межблочную скорость обмена данными (сто- ять у считывателя полминуты – плохо); l возможность локально хранить данные о допусках на ближайшем к считывателю кон- центраторе, с периодическим обновлением данных (более редкое обращение к серверу и, как следствие, меньшая загрузка сервера и сети, при неисправности части оборудова- ния или сетей система продолжает функцио- нировать, хоть и не в полном объеме); l развитую систему отчетов о настройке и функ- ционировании СКУД (проходы, состав и настройка оборудования). Интеграция СКУД с пожарной сигнализацией на территории Государственного Эрмитажа функционирует система пожарной сигнализа- ции и автоматического пожаротушения, вклю- чающая дымовые, тепловые и ручные извеща- тели, а также центральный пульт управления. интеграция этой системы с системой контроля и управления доступом позволяет оператору оперативно реагировать на сигналы от адрес- ных извещателей. Оператор может точно опре- делить место возгорания, изучить историю событий, зафиксированных системой, и выбрать оптимальный маршрут для быстрого доступа к очагу возможного пожара. Одним из ключевых преимуществ интеграции является автоматический перевод эвакуационных дверей в режим свободного прохода сразу после подтверждения пожарной тревоги. Это обеспечи- вает безопасную и беспрепятственную эвакуацию людей в случае чрезвычайной ситуации. К слову, о соединении систем охранной сигна- лизации и пожарной сигнализации и открытии дверей. У нас это отработано таким образом: при срабатывании пожарной сигнализации точка доступа переходит в режим "открыто", но не во всех помещениях. При срабатывании пожарной сигнализации учитывается, в каком режиме находится охранная сигнализация. То есть если сработала пожарная сигнализация и помещение находится под охраной, то точка доступа остает- ся в режиме "закрыто". Если же она была снята с охраны, соответственно там находятся люди, точка доступа переходит в режим "открыто", чтобы люди могли свободно покинуть помеще- ние. При отбое пожарной тревоги точка доступа перейдет в предыдущее состояние. Есть возмож- ность управлять несколькими точками доступа одновременно с помощью одной команды. Ключевое хозяйство Мы опираемся в своей работе на следующие основные принципы организации ключевого хозяйства. Во-первых, тотальная безопасность. По нашему мнению, весь ключевой фонд – и работающие ключи, и дубликаты должны храниться в поме- щениях, которые находятся под постоянным наблюдением. Это не обязательно должно быть видеонаблюдение, это может быть и система охранной сигнализации, но которая обязатель- но работает круглосуточно. Во-вторых, это своевременный учет. Под этим под- разумевается не только инвентаризация всего ключевого хозяйства. Это ежедневная добросо- вестная работа непосредственно дежурного бюро пропусков или дежурного охраны, который выдает ключи. В конце каждой рабочей смены дежурный бюро пропусков проверяет возврат всех ключей на место и вносит соответствующие записи в журнал. Хранение ключей В главном музейном комплексе используется три вида хранения ключей: 1. Традиционная система хранения – запираю- щиеся шкафы с последовательной нумерацией пультов. Выдача и прием ключей из таких шка- фов сопровождается соответствующей записью в журнале. Это в основном рабочие ключи, которые берутся ежедневно в бюро пропусков. 2. Электронная система хранения ключей. Она частично интегрирована в нашу систему конт- роля управления доступом. Доступ к этой ключ- нице мы выдаем заблаговременно, на год. 3. Хранение дубликатов. В этом случае мы ино- гда используем опечатанные боксы. Ответствен- ный за помещение в присутствии работника службы безопасности опечатывает бокс своей личной печатью либо визирует подписью, и эти боксы хранятся до востребования в службе без- опасности, в сейфе. Электронный учет и контроль Работа с электронной ключницей намного упро- щает задачу, так как у персонала есть собствен- ные карты доступа с личной фотографией. Дежурный бюро пропусков в конце рабочего дня смотрит на монитор своего компьютера, удостоверяется, что все ключи возвращены в ключницу, и спокойно закрывает смену. Все возможные изменения в работе ключевого хозяйства (замена замков, дверей и т.п.) зара- нее доводятся до службы безопасности с составлением соответствующего акта. Конечно, мы хотели бы в большей степени использовать электронные ключницы. но, к сожа- лению, в нашей ситуации это не всегда возможно, так как есть исторические двери, исторические замки, от которых, соответственно, есть истори- ческие ключи, довольно большие, которые чисто физически можно вставить далеко не во все ключ- ницы – они просто не будут закрываться. Еще бывает, когда от одного структурного под- разделения музея один человек берет довольно большое количество ключей – до 15 штук. Для этого случая мы сделали пеналы, которые и выдаем работникам. У каждого такого пенала есть идентификационный номер. человек, при- ходя, просит выдать ему пенал под таким-то номером. Эти пеналы мы тоже храним в запи- рающихся шкафах. С электронными ключница- ми с большими боксами мы пока не работаем. СКУД у нас интегрирована в электронную ключ- ницу бюро пропусков, и выдача ключей про- изводится при помощи пропуска, который при- кладывается к считывателю, где и происходит идентификация сотрудника и его прав на полу- чение ключей в классическом режиме работы бюро пропусков. n Иллюстрации предоставлены автором и А.В. Бронниковым. Система контроля доступа является частью комплексной защиты Государственного Эрмитажа СПЕЦПРОЕКТ ЭлЕКТРОнныЕ КлючниЦы апрель – май 2025 www.secuteck.ru 74 С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw