Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2025
О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 79 www.secuteck.ru апрель – май 2025 Н апомним, что СП 484 является основным докумен- том, определяющим принципы построе- ния систем пожар- ной сигнализации (СПС) и выдачи сиг- налов управления от СПС системам про- т и в о п о ж а р н о й защиты. Таким образом, принятый документ окажет значительное влияние на работу боль- шинства специалистов – проектировщиков систем пожарной автоматики (СПА). Смягчения требований Изменения нормативных документов в обла- сти пожарной безопасности в основном касаются ужесточения различных требований. Однако в этот раз документ содержит и ряд уточнений, которые можно воспринимать как смягчения. К концептуальным изменениям следует отнес- ти новые подходы к организации пожарного поста. В определении пожарного поста больше не упоминается "круглосуточное пребывание дежурного персонала", теперь это просто место, где расположены технические средства для управления СПА объекта в ручном режиме (п. 3.22). Пожарный пост не обязательно дол- жен располагаться в отдельно выделенном помещении на первом этаже. Он может нахо- диться в помещениях общего пользования: холлах, вестибюлях или коридорах на цоколь- ном, первом или втором этажах (п. 5.15 и 5.16). А если объект состоит из нескольких зданий, то есть является "единым недвижимым комплексом" (п. 5.2), то пожарный пост необя- зательно располагать в каждом из зданий, если их площадь не превышает 2 тыс. кв. м. В этом случае достаточно будет организовать один общий пост. Эти корректировки одно- значно упростят выполнение нормативных тре- бований. Среди менее значительных смягчений можно выделить требования к контролю исправности линий связи. Например, линии для передачи сигналов отключения инженерных систем (общеобменной вентиляции, кондициониро- вания, энергоснабжения и т.д.) теперь допус- кается выполнять без обеспечения автомати- ческого контроля их исправности, если при их неисправности соответствующие системы будут отключены (п. 5.17). В п. 5.7 о возможности установки технических средств СПА в монтажные устройства (шкафы, боксы) больше нет косвенного требования о наличии в технической документации полного списка моделей таких устройств, достаточно информации об их габаритных размерах и мате- риале. Из документа также исключены таблицы, описывающие зависимости радиусов контроля точечных дымовых и тепловых извещателей от высоты их установки (п. 6.6.15 и 6.6.16). К п. 6.3.4, определяющему размеры зон контроля систем пожарной сигнализации (далее – ЗКСПС), добавлено важное уточнение: все помещения одной квартиры или апартамента, независимо от их количества, площади и расположения на раз- ных этажах, могут объединяться в одну ЗКСПС. Ранее большие квартиры требовали разбивки на несколько ЗКСПС с защитой линий связи каждой из них от единичной неисправности. Любые системы оповещения и управления эва- куацией (СОУЭ) теперь могут запускаться по факту срабатывания только одного извещате- ля, то есть по алгоритмам A и B (п. 6.4.5). В действующей редакции СОУЭ 4 и 5 типов должны активироваться только по алгоритму C, требующему срабатывания двух различных ИП. Для алгоритма С также введено понятное минимальное расстояние между извещателями – 1,2 м (п. 6.5.1). Ужесточения требований Основная часть изменений все же направлена на ужесточение требований к системам. Одной из ключевых тем является надежность линий связи. Введено понятие "единичная неисправность линии электропитания" (п. 3.5), которая, как и привычная уже единичная неис- правность линии связи, не должна оказывать существенного влияния на работоспособность системы (п. 5.3, 5.4, 6.3.5). В п. 5.4, регламен- тирующем надежность передачи сигналов управления от СПС к системам противопожар- ной защиты, введено требование обязательно- го резервирования сигналов автоматического управления СОУЭ. Это новшество потребует срочной доработки оборудования большин- ства производителей, специализирующихся только на системах оповещения. По действую- щим нормам для активации одной зоны опо- вещения было достаточно передать один релейный сигнал от СПС или АУП, с 1 сентября таких сигналов должно быть два. В части пожарной сигнализации изменилось количество извещателей (ИП), которые могут быть потеряны при авариях линий связи или питания: ранее можно было потерять не более 32 автоматических или ручных ИП, в новой редакции количество автоматических извеща- телей снижено до 24, а ИПР до 1 (п. 6.3.5). Фактически это означает, что для каждого неадресного ИПР необходимо будет пред- усматривать отдельный шлейф сигнализации. Получил также развитие вопрос надежности самих приборов: каждый пожарный отсек дол- жен быть защищен собственными приборами приемно-контрольными и управления, при этом неисправность одного из приборов не должна оказывать влияние на работоспособ- ность других (п. 5.23). В текущей версии надежность приборов была связана только с количеством извещателей, контролируемых ими, и защищаемой площадью. Вопросы вызывает содержание приложения А, регламентирующего возможность применения неадресных СПС на объектах в зависимости от их размера. В опубликованной официальной версии Изменения № 1 упоминаются только шесть типов объектов, хотя действующий доку- мент рассматривает 24 типа. Вероятно, закра- лась техническая ошибка, в результате которой в документ вошла только одна страница при- ложения А из трех. На оставшейся странице видно, что, во-первых, допустимый процент неадресных ИП в адресных СПС уменьшился вдвое, с 10 до 5%. Во-вторых, в полтора – два раза уменьшилась площадь объектов, которые допустимо защищать неадресной СПС. Еще одним важным изменением стало исключе- ние ручных извещателей из состава ЗКСПС (п. 6.3.6) и введение ограничений на запуск СПС по факту срабатывания ИПР. Сигналы управления теперь могут формироваться только для тех систем, которые запускаются по сигналу от любо- го автоматического ИП в рамках пожарного отсе- ка (п. 7.1.16, 7.7.9). Это решение логично, поскольку сработка ИПР не всегда указывает на реальное место возгорания. Но, к сожалению, не вполне удачной оказалась формулировка п. 7.2.1: активация СОУЭ должна осуществляться автоматически по сигналу из ЗКСПС или ЗПЗ АУП. Так как ИПР больше не могут входить в состав ЗКСПС, получается, что запускать любые СОУЭ по сигналам от ручных извещателей нельзя. Подводя итог, можно с удовлетворением отме- тить, что развитие одного из ключевых норма- тивных документов движется в правильном направлении. А отдельные нюансы, без кото- рых не может обойтись ни одна большая рабо- та, не помешают созданию еще более эффек- тивных систем пожарной автоматики. n Максим Горяченков Редактор раздела "ОПС, пожарная безопасность", руководитель отдела технической поддержки АО НВП "Болид" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Эволюция нормативов пожарной безопасности: что принесло Изменение № 1 СП 484.1311500.2020 27 марта 2025 г. приказомМЧС России№252 было утверждено Изменение№1 к своду правил СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (далее – СП 484). Изменение вступает в силу с 1 августа 2025 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw