Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2025

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 81 Ужесточение требований регуляторов Новые нормативные правила или изменения в существующие правила вводятся в среднем не реже раза в год. Так, в 2021 г. были введены три ГОСТа по пожарной сигнализации, оповещению и пожаротушению, требующие от руководителя предприятия или ответственного за пожарную безопасность лица определенных знаний, например связанных со сроками эксплуатации систем пожарной автоматики, регламентами выполнения работ, заменой вышедших из строя или подлежащих освидетельствованию в результате окончания сроков эксплуатации систем. Дефицит комплексных решений Под комплексными решениями здесь следует понимать инструменты для качественного конт- роля подрядчиков, в первую очередь подряд- чиков по техническому обслуживанию, ремонту и монтажу пожарной автоматики. Специалист, который представляет предприя- тие (заказчика), должен знать, что делает под- рядчик в реальности и что он должен делать по закону: какую документацию и в каком коли- честве следует вести на объекте, какую и когда предоставлять надзорным органам. Очень важный момент – ведение архива документа- ции по состоянию систем пожарной автомати- ки. Это не только бюрократические требова- ния. Такой подход окажет значимую помощь самому специалисту в отслеживании возмож- ных отклонений в состоянии обслуживаемого оборудования, позволит своевременно делать определенные заявки на замену оборудова- ния, на проведение ремонтных работ, для того чтобы данные системы поддерживались в исправном состоянии. Хранение документации Документы должны храниться должным обра- зом. Это относится к культуре ведения/учета КНД (контрольно-наблюдательного дела) на предприятии. Бумажные документы часто теряются при ротации кадров, помещение, где они хранятся, может затопить, или произойдет другое воздействие, приводящее ценные дан- ные в негодность. Восстановить утраченные документы представ- ляется крайне затруднительной задачей. Меняю- щиеся подрядчики в ходе эксплуатации систем тоже вряд ли окажутся полезны. Сегодня вашу компанию обслуживает одна компания, завтра другая, и обратиться к первой компании для того, чтобы они предоставили вам какие-то акты по проведенному ранее техническому обслужи- ванию и ремонту, уже невозможно. Подрядчик не является стороной, заинтересованной в гра- мотном архивном хранении документов бывших клиентов. Поэтому некий архив документов по проведенным работам, по техническому обслу- живанию, монтажу и вводу в эксплуатацию систем должен храниться в электронном виде. Самый простой и не самый эффективный способ хранения – это сканировать вручную документы, предоставленные подрядчиком, и заливать их на жесткий диск сервера предприятия. Такая схема работает, но это определенный "костыль", кото- рый помогает, но до определенного критическо- го момента – смены ответственного лица или проблем с доступом к нужным папкам. То есть контроль за ведением электронного документо- оборота ручным способом работает плохо. В поисках оптимального решения Устранить подобные риски поможет некая плат- форма, позволяющая, во-первых, хранить доку- ментацию, во-вторых предоставляющая в режи- ме онлайн доступ к документам по техническому обслуживанию, ремонту и вводу в эксплуатацию систем. Подрядчик, который провел техническое обслуживание, делает фотографии замененного оборудования (до и после), чтобы представи- тель заказчика удаленно мог понять, что подряд- чик в полном объеме выполняет работы и не обманывает. Платформа демонстрирует изобра- жение неисправного извещателя, фотографию замененного оборудования, фотографию систе- мы, которая функционирует в дежурном режиме и никаких неисправностей на блок индикации не выводится. Объезжать все объекты, а их может быть 200, 300, 1 500, специалист, закрепленный за предприятием, не сможет. Важно учесть, что на больших предприятиях, особенно в отдаленных регионах, специалиста- ми по пожарной безопасности назначаются люди, далекие от каких-то технических знаний по пожарной безопасности, и подобная система в таком случае может послужить дополнитель- ной подстраховкой. Косвенным плюсом онлайн-платформы станет доверие ответствен- ных лиц и некая защита при возможной текучке кадров, что крайне важно в условиях выше упо- мянутого дефицита специалистов. Онлайн-платформа позволит контролировать объем поступающего и подготавливаемого к вводу в эксплуатацию оборудования. Специа- листам, не обязательно являющимся профессио- нальными техническими специалистами по пожарной автоматике, не придется ходить и счи- тать, сколько извещателей повесил подрядчик, сколько он проложил километров кабеля и гофры или лотка. Но в первую очередь плат- форма должна быть неким ресурсом для разме- щения проектной или исполнительной докумен- тации по вводу в эксплуатацию оборудования, актов и других нормативных документов. Как нивелировать проблемы? По данным рекрутинговых платформ (Head Hun- ter, Superjob), в Москве и в других городах у спе- циалистов по пожарной безопасности очень достойная зарплата. В регионах руководству предприятия требуется обеспечить соответствую- щую зарплату и озаботиться повышением квали- фикации сотрудников. Люди, назначенные по приказу ответственными за пожарную безопас- ность, зачастую далеки от этой темы, поэтому требуется дополнительное обучение персонала. Госпожнадзор всегда при проверках запрашива- ет подтверждающие повышение квалификации (обучения) документы. Все они должны хранить- ся где-то на едином ресурсе и быть представле- ны при необходимости не только специалистом по пожарной безопасности, но и любым сотруд- ником, имеющим доступ к ним. Данный ресурс станет решением проблемы хра- нения постоянно возрастающего количества документации при расширении количества объектов предприятия. Идти в ногу с постоянно меняющимися требова- ниями регуляторов, отслеживая их на бумажных или даже на веб-ресурсах, непросто. По своему опыту я советую использовать специализирован- ные библиотеки отраслевой законодательной правовой информации. На их основе я создал свою электронную библиотеку, которая помогает нашим специалистам в поиске по запросам и в отслеживании нормативных изменений. Таким образом, комплексная электронная плат- форма, некий онлайн-инструмент, позволит решить сразу несколько острых вопросов, свя- занных с техническим обслуживанием и экс- плуатацией противопожарных систем. n www.secuteck.ru апрель – май 2025 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru У странить риски технического обслуживания и ремонта систем пожарной автоматики поможет некая платформа, позволяющая, во-пер- вых, хранить документацию, во-вторых предоставляющая в режиме онлайн доступ к документам по техническому обслуживанию, ремонту и вводу в эксплуатацию систем. И дти в ногу с постоянно меняющимися требованиями регуляторов, отслеживая их на бумажных или даже на веб-ресурсах, непросто. Я советую использовать специализированные библиотеки отраслевой законодательной правовой информации, которые помогают отслежи- вать нормативные изменения. Редакция советует В настоящее время на российском рынке представлены системы пожарной автоматики ведущих отечественных производи- телей, в том числе компаний "АРГУС-СПЕКТР", НВП "Болид", "Пожарная автоматика". Заказчики могут подобрать как про- водные, так и беспроводные решения в зависимости от стоящих перед ними задач и типа объекта. Организовать процесс технического обслуживания и ремонта систем противопожарной защиты поможет компания Okdeck, которая является раз- работчиком систем для оцифровки и автоматизации ТОиР систем безопасности.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw