Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2025
О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 85 Как эксплуатировать средства пожарной безопасности сверх срока службы С причинами разобрались. Необходимо до конца разобраться с возможностью эксплуата- ции средств пожарной безопасности сверх срока службы и установления нового срока службы. Рассмотрим условия, которые должны быть учтены в исследуемом вопросе, и соответ- ствующий им порядок действий: 1. Необходимо понимать и знать термины и определения ГОСТ 27.002–2015 "Надежность в технике", а не иметь о них представление: l подп. 3.3.6 срок службы – календарная про- должительность эксплуатации от начала экс- плуатации объекта или ее восстановления после капитального ремонта до момента достижения предельного состояния; l подп. 3.2.7 предельное состояние – состоя- ние объекта, в котором его дальнейшая экс- плуатация недопустима или нецелесообраз- на, либо восстановление его работоспособ- ного состояния невозможно или нецелесооб- разно; l подп. 3.3.12 (3.3.11) – назначенный срок службы (назначенный ресурс) – календарная продолжительность (суммарная наработка), при достижении которой эксплуатация объ- екта может быть продолжена только после принятия решения о возможности продления данного показателя. Тогда, как сказано в приказе № 408, "в случае достижения указанного в технической докумен- тации предельного срока службы (в моей прак- тике такой термин не попадался, возможно это синтезированный МЧС термин) "не более 10 лет", "не менее 10 лет", "средний срок служ- бы пять лет", и даже если будет написано "срок службы строго пять лет", дальнейшая эксплуа- тация СППЗ возможна после проведения еже- годных испытаний, при этом: l испытания на работоспособность систем пожарной сигнализации проводятся в соот- ветствии с разделом 7 ГОСТ Р 59638–2021 "Системы пожарной сигнализации…"; l оценка работоспособности СОУЭ проводится посредством испытаний СОУЭ согласно раз- делу 7 ГОСТ Р 59639–2021 "Системы опове- щения и управления эвакуацией людей при пожаре…"; l методы испытаний автоматических установок пожаротушения содержатся в разделе 8 ГОСТ Р 59636–2021 "Установки пожаротушения автоматические…"; l методы испытаний внутреннего противопо- жарного водопровода содержатся в разделе 7 ГОСТ Р 59636–2021 "Внутреннее противо- пожарное водоснабжение…"; l порядок и последовательность испытаний систем противодымной вентиляции (далее – СПДВ) содержатся в разделе 4 ГОСТ Р 53300– 2009 "Противодымная защита зданий и сооружений...". Кстати, а что делать, если на хранении в ЗИП или на складе в наличии десятки пожарных извещателей? Во-первых, в приказе № 408 рассматриваются только системы, а упомина- ния, ссылки, исключения о возможности испы- таний для отдельных технических средств отсутствуют. Во-вторых, срок хранения обяза- тельно оговаривается в паспорте на ТС, и, как правило, срок хранения больше срока службы не бывает. И в-третьих, такие испытания пожарных извещателей, как "время срабатыва- ния при различных скоростях повышения тем- пературы" или "зависимость значения порога срабатывания от направления воздушного потока", невозможны без привлечения "зато- ченных" на испытания организаций. Согласи- тесь, узкоспециализированные организации и массовая эксплуатация СППЗ – вещи несовме- стимые. А вот отправка определенной партии ТС на завод-изготовитель для последующего продления срока службы в свете изменений какого-либо НПД – реализуемый вариант, но для этого нужен обменный фонд, чтобы после отправки испытываемой партии СППЗ не теря- ли свою "боеготовность". 2. Что остается делать производителю продук- ции, чтобы получать прибыль? Либо выпускать некачественную продукцию, либо сделать запись в технической документации: "после 10-летнего срока службы эксплуатация объекта должна быть однозначно прекращена"! Тогда, следуя букве закона, п. 6 приказа № 408 ("конт- ролируемое лицо руководствуется информаци- ей, содержащейся в документации изготовите- ля (поставщика) средств пожарной безопасно- сти"), придется менять отслужившие оборудо- вание на новое. 3. Перечисление 1 п. 16 приказа № 408 опре- деляет, что ремонт и техническое обслужива- ние СППЗ осуществляется с привлечением организаций, получивших лицензию в соответ- ствии с постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 г. № 1128. Да, об испытаниях в этом документе речь не идет, но и запрета на проведение работ по продлению сроков служ- бы ни это постановление, ни приказ № 408, ни вышеупомянутые ГОСТы не дают. Так что если обслуживающая СППЗ организация имеет соот- ветствующую лицензию и способна провести испытания в полном объеме, то препятствий для этого нет. Кстати, также не запрещено совмещать испыта- ния с периодической проверкой работоспособ- ности СППЗ, а это уже экономия средств. 4. По окончании испытаний оформляется жур- нал эксплуатации, форма которого определена (п. 17 приказа № 408) контролируемым лицом и который ведется в бумажном или электрон- ном виде. 5. Решение о дальнейшей эксплуатации СППЗ сверх срока службы принимается контролируе- мым лицом по результатам указанных испыта- ний, при этом контролируемое лицо несет пер- сональную ответственность за соблюдение тре- бований пожарной безопасности. Заключение Только после такого тщательного разбора тер- минов нормативной документации можно переходить к объективному сравнению стои- мостных характеристик проводных и радиока- нальных систем сигнализации. n Продолжение следует. www.secuteck.ru апрель – май 2025 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru VI научно-практический семинар по нормативно- техническим проблемам в области пожарной безопасности В мае 2025 г. состоялся VI научно-практиче- ский семинар, в рамках которого обсуж- дались проекты сводов правил "Метрополи- тены. Требования пожарной безопасности" и изменений № 3 к СП 485.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Установ- ки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования". Мероприятие прошло в онлайн-формате. С приветственным словом к участникам семи- нара обратился начальник отдела норматив- но-технического Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Юрий Журавлев. Он отметил, что обеспечение пожарной безопасности в мет- рополитенах всегда находится под присталь- ным вниманием как администрации этих транспортных артерий, так и специалистов пожарных подразделений, в частности тех, кто разрабатывает нормативные документы, регламентирующие противопожарные требо- вания. С докладом о проекте свода правил "Метро- политены. Требования пожарной безопасно- сти", разработанном ФГБУ ВНИИПО МЧС России, выступил Алексей Голкин, замести- тель начальника отдела моделирования пожаров и нестандартного проектирования. Целью изменений в своде правил является совершенствование требований обеспечения пожарной безопасности зданий и сооруже- ний метрополитена и объединение всех тре- бований в единый, непротиворечивый доку- мент, соответствующий закону о стандартиза- ции и исключающий дублирование. В рамках семинара также обсуждался проект изменений № 3 к своду правил СП 485.1311500.2020 "Системы противо- пожарной защиты. Установки пожаротуше- ния автоматические. Нормы и правила про- ектирования". С докладом об этих измене- ниях, разработанных ФГБУ ВНИИПО МЧС России, выступил Николай Смирнов, веду- щий научный сотрудник отдела автоматиче- ских установок газового, порошкового и аэрозольного пожаротушения. Этот проект вызвал наиболее оживленную дискуссию среди участников семинара. Для выработки наиболее взвешенных решений по вопросам, обсуждаемым на мероприятии, участники могли направить разработчикам свои замечания и предло- жения. n Источник: www.vniipo.ru Новость в тему
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw