Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 26 В соответствии с ч. 12 ст. 48 Градостроитель- ного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ в состав проектной документации объектов капитального строи- тельства включаются разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологиче- ские, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения требований анти- террористической защищенности объектов. Требования технических регламентов (основ- ные при проектировании – Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ "Технический рег- ламент о безопасности зданий и сооружений" и Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожар- ной безопасности") обязательны в том числе и для объектов топливно-энергетического ком- плекса. Ключевые нормативные документы Согласно Перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивает- ся соблюдение требований федерального зако- на "Технический регламент о безопасности зда- ний и сооружений", утвержденного постановле- нием Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, требования к анти- террористической защищенности установлены в Своде правил СП 132.13330.2011 "Обеспече- ние антитеррористической защищенности зда- ний и сооружений. Общие требования проекти- рования". Для объектов ТЭК требования к антитеррори- стической защищенности объекта устанавли- ваются Федеральным законом от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ "О безопасности объектов топлив- но-энергетического комплекса" и другими утвержденными на его основании нормативны- ми документами. Подготовка проектной документации (в том числе в части антитеррористической защищен- ности проектируемых объектов) осуществляется на основании задания застройщика или техни- ческого заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации) в соот- ветствии с требованиями ч. 11 ст. 48 Градо- строительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ. Основные требования к инженерно-техниче- ским средствам охраны объекта ТЭК устанавли- ваются в техническом задании. Учет требований по транспортной безопасности Необходимо обратить внимание на то, что если в состав объекта ТЭК входит объект транспортной инфраструктуры (морской тер- минал, участки железнодорожных путей необщего пользования, на которых осуществ- ляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности, участки железнодо- рожных путей, примыкающие к железнодо- рожным путям, на которых осуществляется высокоскоростное и скоростное сообщение, судоходные гидротехнические сооружения), то требования по транспортной безопасности для них определены Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной без- опасности", Требованиями по обеспечению транспортной безопасности объектов транс- портной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденными постановлением Правитель- ства Российской Федерации от 23.01.2016 г. № 29, и другими постановлениями Правитель- ства Российской Федерации в области транс- портной безопасности. Обязательный порядок действий Требования к объекту ТЭК по антитеррористи- ческой защищенности зависят от сведений, указываемых при идентификации объекта, его класса и категории, поэтому для их опре- деления в задании на проектирование и тех- ническом задании на проектирование июнь – июль 2020 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ЗАЩИТА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ Михаил Карпов Заместитель начальника Отдела электроснабжения и слаботочных систем Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России Особенностью объектов ТЭК является их масштабность Н а долю Минэнерго приходится 32% всех заключений, выпущенных Главгосэкспертизой России в 2019 г. Доля нефтегазовой промышлен- ности в отраслевой структуре объектов, в отношении которых выданы заключения по результатам государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки сметной документации, увеличилась с 27% в 2018 г. до 30% в 2019 г. В то же время наблюдается незначительное снижение доли объектов электроэнергетики в структуре выданных заключений по итогам госу- дарственной экспертизы – с 2,7% в 2018 г. до 2,2% в 2019 г. Порядок применения нормативных документов по антитеррористической защищенности при проектировании объектов ТЭК В 2019 г. государственную экспертизу проходили как объекты капитального строи- тельства, так и линейные объекты топливно-энергетического комплекса. Большой объем выполненных работ по экспертизе проектной документации объектов ТЭК поз- воляет обобщить опыт и систематизировать требования по применению основных нормативных документов при проведении экспертизы проектной документации на предмет соответствия требованиям к антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса www.gazprom.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw