Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 112 Николай Махутов Руководитель секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, руководитель комиссии РАН по техногенной безопасности, член- корреспондент РАН, д.т.н., профессор Игорь Розенберг Проректор РУТ (МИИТ), член-корреспондент РАН, д.т.н., профессор Владимир Черток Советник руководителя Ространснадзора Таисия Шепитько Директор ИПСС РУТ МИИТ, д.т.н., профессор Юрий Писарев Заместитель директора ИПСС РУТ МИИТ, д.т.н., профессор Владимир Балановский Ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, профессор Академии военных наук Владимир Подъяконов Научный сотрудник НИО ВГИ Военного университета МО РФ, член комиссии РАН по техногенной безопасности, член- корреспондент АПК, к.и.н. Александр Чирков Помощник директора ИПСС РУТ МИИТ Леонид Балановский Руководитель направления НИП "Информзащита" ГК "Информзащита", член-корреспондент АПК В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года" для прорывного развития осуществляется цифровая трансформация с достижением "цифровой зре- лости", создание эффективной системы образо- вания. BIM-технологии и риск-ориентированная информационная модель ОТИ В настоящее время не существует подхода, опе- ративно отражающего текущее состояние ОТИ, его конструкций, систем, степень реализации мер транспортной безопасности и антитеррори- стической защиты. Причиной этого является использование при проектировании BIM-техно- логий, пригодных только для построения вир- туальной модели объекта, то есть создания двухмерного изображения трехмерного объ- екта в упрощенной, виртуальной модели, использующей результаты первоначального обследования. Эта проблема решается приме- нением имитационного моделирования объ- екта на основе анализа взаимосвязей между его элементами с учетом рисков и угроз воздей- ствия природных, техногенных факторов и ана- лиза его поведения при актах незаконного вме- шательства (АНВ) 1 , с оценкой уязвимости, построением модели нарушителя и сценария АНВ. При этом информация об ОТИ и обо всем, имеющем к нему отношение, рассматривается как единое целое с учетом рисков и угроз раз- личной природы. Риск-ориентированная информационная модель ОТИ формируется с учетом его кон- структивных и технологических характеристик, рисков и угроз, возникающих при воздействии природных и техногенных факторов, актов незаконного вмешательства. Модель строится с использованием государственных информа- ционных систем (ГИС), которых в РФ около 100. Их функционирование определяется ст. 14 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Организации, подключенные к ГИС, по приказу ФСТЭК № 17 от 11.02.2013 г. "Об утверждении требований о защите инфор- мации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в ГИС" аттестовывают свои системы и применяют только сертифицирован- ные средства защиты информации, имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ. Преимущества риск-ориентированного информационного моделирования Управление изменениями риск-ориентирован- ной информационной модели ОТИ с примене- нием ГИС обеспечивает высокий уровень транс- портной безопасности, качества и культуры без- опасности мероприятий и проектных решений по защите от угроз террористического характе- ра и несанкционированного вторжения, соблю- дение постановлений Правительства РФ "Об утверждении требований к антитеррористиче- ской защищенности объектов (территорий)" – без их выполнения невозможно пройти экспер- тизу. Риск-ориентированное информационное моделирование с применением ГИС может использоваться и для ОТИ, подлежащих обяза- июнь – июль 2023 www.secuteck.ru https://media.cadshop.se/ Р иск-ориентированная информационная модель ОТИ формируется с учетом его конструктивных и технологических характеристик, рисков и угроз, возникающих при воздействии природных и техногенных фак- торов, актов незаконного вмешательства Повышение уровня безопасности для прорывного риск-ориентированного развития объектов транспортной инфраструктуры В условиях санкций одна из важнейших проблем – это обеспечение безопасности наиболее важных, критически и стратегически важных объектов (НВО, КВО и СВО), которыми в первую очередь являются объекты массового пребывания людей, в част- ности объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ). Для их бесперебойного функ- ционирования в условиях высокого уровня рисков и угроз, в том числе военных, запроектных и гипотетических, используется информационное моделирование 1 Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw