Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 113 тельной охране войсками национальной гвар- дии РФ (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2017 г. № 928-р.), функционирующих в условиях высокого уровня рисков и угроз, в том числе военных, запроектных и гипотетических. Внедрение методического подхода к проекти- рованию и эксплуатации объектов на базе риск- ориентированного информационного модели- рования позволяет наметить пути оптимизации затрат и использовать искусственный интеллект для выработки оптимальных решений, включая действия сил безопасности. Преимуществом подхода является возможность обеспечить высокую степень осведомленности заинтересо- ванных должностных лиц, в первую очередь контрольно-надзорных органов. Комплексная программа для внедрения нового подхода Для успешного выполнения широкомасштаб- ного внедрения этого подхода необходимо выполнение комплексной программы по разработке программно-аппаратной среды для риск-ориентированного информацион- ного моделирования, форматов передачи информации для работы с большими данны- ми, обеспечивающих комплексную безопас- ность на физическом, сетевом, инфраструк- турном и организационном уровне жизнен- ного цикла системообразующих и системо- объединяющих сегментов ОТИ в условиях повышенной опасности возникновения новых рисков и угроз, а также их комбина- ций, в том числе деструктивно воздействую- щих с эффектом "домино". Основными этапами такой комплексной про- граммы являются: l разработка прикладного научно-методиче- ского и экспертно-аналитического регулиро- вания транспортной безопасности и антитер- рористической защищенности ОТИ; l выполнение НИР для формирования в транс- портном комплексе технологического и над- зорного аппаратно-программного комплекса на базе риск-ориентированных технологий информационного моделирования, с учетом повышения стойкости ОТИ и с использовани- ем искусственного интеллекта, в целях улуч- шения эффективности контрольно-надзорной деятельности, соблюдения требований транс- портной безопасности, информационной без- опасности, защиты от военных, террористи- ческих угроз и несанкционированного втор- жения в новых условиях изменения психоло- гии людей и возникновения интеллектуально- го терроризма; l проведение НИР "Проектные решения инже- нерно-технической укрепленности ОТИ"; l разработка прикладного научно-методиче- ского обеспечения подготовки кадрового сопровождения непрерывной поддержки жизненного цикла ОТИ. Прикладное научно-методическое и экспертно-аналитическое регулирование Прикладное научно-методическое и экспертно- аналитическое регулирование транспортной безопасности и антитеррористической защи- щенности ОТИ имеет своей целью решение задач по обеспечению безопасности в транс- портной отрасли в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ "О без- опасности". При этом экспертно-аналитическое регулирование является комплексным меро- приятием с использованием многих методов, проводимым в целях всестороннего исследова- ния проблемы обеспечения безопасности, что требует значительных временных и трудовых затрат, привлечения самых квалифицирован- ных кадров. Экспертно-аналитическое регули- рование является эффективным инструментом для выполнения следующих функций: l анализа состояния и перспектив развития транспортного комплекса с точки зрения обеспечения безопасности; l выявления внутренних и внешних угроз устойчивому развитию транспортного ком- плекса, подготовки предложений и рекомен- даций по их нейтрализации; l анализа и прогнозирования хода реализации требований безопасности, подготовки соот- ветствующих предложе- ний и рекомендаций; l участия в подготовке предложений и реко- мендаций по приме- нению специальных мер в целях обеспече- ния безопасности, а также по разработке критериев и показате- лей обеспечения без- опасности; l анализа эффективно- сти работы по выпол- нению решений, направленных на обеспечение безопас- ности, подготовки с о о т в е т с т в у ющи х предложений и реко- мендаций; l организации проведения экспертизы про- ектов по вопросам обеспечения безопасно- сти. Кадровое сопровождение Кадровое сопровождение непрерывной под- держки жизненного цикла ОТИ требует органи- зации на новой основе переподготовки инже- нерного и технического персонала. Анализ показывает, что эта работа должна вестись с учетом неотложного решения проблем проти- водействия социогенным факторам, антропо- генным опасностям, возникающим в результате противоправных, ошибочных или несанкциони- рованных действий человека или групп людей, и включать в себя формирование в учебных программах образовательного модуля "Культу- ра безопасности" и самостоятельного специали- зированного направления подготовки "Культура безопасности". Помимо этого, необходимо предусматривать подготовку аналогичных модулей и программ для подготовки специали- стов в вузах и в образовательно-производ- ственных кластерах. Интерес к этому малоизвестному разделу без- опасности связан с тем, что в процессе взаимо- действия с внешней средой ОТИ и обслуживаю- щие его люди находятся в центре воздействия природных, техногенных и социогенных факто- ров, которые могут оказывать на него потенци- альное и реальное, а часто и непосредственное деструктивное воздействие (реализованная опасность). При взаимодействии с природной и техногенной сферой постоянно существует опасность такого воздействия, в связи с чем невозможно разработать абсолютно безопас- ный вид деятельности человека, безопасную технику, и никакая деятельность не обеспечива- ет абсолютную безопасность (нулевой риск). Опасности делят на: l естественные (результат климатических и природных явлений); l техногенные (создаются элементами техно- сферы – машинами, сооружениями); l антропогенные (результат противоправных, ошибочных или несанкционированных дей- ствий человека или групп людей). Общие направления подготовки специалистов Основные принципы и содержание деятельно- сти по обеспечению безопасности определены Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности". Согласно Перечню направлений подготовки высшего образования обеспечением защиты от этих опасностей зани- маются специалисты, которые получают знания в сфере "инженерное дело, технологии и техни- ческие науки": l "Техносферная безопасность и природообу- стройство" (коды укрупненных групп направ- лений подготовки – 20.00.00) – область науки и техники, занимающаяся целенаправ- www.secuteck.ru июнь – июль 2023 Рис. 1. Виды опасностей В недрение методического подхода к проектированию и эксплуатации объектов на базе риск-ориентированного информационного моделиро- вания позволяет наметить пути оптимизации затрат и использовать искусственный интеллект для выработки оптимальных решений, вклю- чая действия сил безопасности

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw