Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 114 ленным изменением свойств природных объ- ектов с целью повышения их устойчивости и экологической безопасности – примени- тельно к защите от естественных опасностей; l "Техносферная безопасность" (коды направ- лений подготовки – 20.03.01) – область охраны труда на предприятиях, обеспечения безопасных производственных процессов в обычных условиях и при форс-мажорных обстоятельствах – применительно к защите от техногенной опасности. Защитой от антропогенных опасностей должны были бы заниматься специалисты, получающие знания в области "науки об обществе" – "Пси- хологические науки" (коды направлений подго- товки – 37.00.00), "Экономика и управление" (коды направлений подготовки – 38.00.00), "Социология и социальная работа" (коды направлений подготовки – 39.00.00), "Юрис- пруденция" (коды направлений подготовки – 40.00.00). Однако таких специалистов не гото- вят. Наиболее близкое направление подготов- ки – "Менеджмент" (код направлений подго- товки – 38.03.02) предполагает организацию и управление процессами во всех области жиз- недеятельности, но не рассматривает решение проблем противодействия социогенным факто- рам, антропогенным опасностям, возникающим в результате противоправных, ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей (всего, что относится к транспорт- ной безопасности и антитеррористической защищенности). Это должно быть реализовано в рамках специализированного направления подготовки "Культура безопасности". Специализированное направление подготовки "Культура безопасности" Специалисты при подготовке по направлению "Культура безопасности" должны получать зна- ния в сфере правил, компетентностей, навыков, умений, которые предписывают определенное поведение, оказывая управленческое воздей- ствие для формирования устойчивых безопас- ных форм человеческой деятельности, без кото- рых невозможно обществу воспроизводиться и существовать в условиях деструктивных воздей- ствий социогенных факторов. Специализиро- ванное направление подготовки "Культура без- опасности" (культура как норма поведения) является основой и базой для подготовки спе- циалистов для сферы безопасности различных отраслей. Подготовленные таким образом спе- циалисты могут в сфере транспорта обеспечи- вать реализацию требований Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспорт- ной безопасности", выполнение требований ИКАО по безопасности полетов, ИМО по без- опасности мореплавания и т.д. Они могут раз- рабатывать и реализовывать "меры по обес- печению транспортной безопасности" согласно ФЗ-16 от 09.02.2007 г. "О транспортной без- опасности", "мероприятия и проектные реше- ния, направленные на обеспечение защиты ОТИ от угроз террористического характера и несанк- ционированного вторжения" согласно требова- ниям, утвержденным постановлениями Прави- тельства РФ для объектов различных отраслей транспорта. При обучении основной упор дол- жен делаться на разделы проекта ОТИ по про- филю института, например для строительного – на инженерную укрепленность зданий и соору- жений, гуманитарного – на организацию про- пускного, внутриобъектового режимов и разра- ботку мер воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты, технического – на разработку инженерно-технических средств и систем охраны. В процессе обучения рассмат- ривается возможность использования не по прямому назначению транспортных средств и оборудования ОТИ для проведения противо- правного действия (бездействия), в том числе террористического акта, повлекшего за собой причинение вреда жизни и здоровью людей либо материального ущерба, называемого актом незаконного вмешательства. После окон- чания вуза в процессе повышения квалифика- ции производится узкая специализация в соот- ветствии с отраслевыми нормативными доку- ментами. Характеристики и функции культуры безопасности Система управления ОТИ с учетом культуры без- опасности – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, включающий в себя структуру, ресурсы и процессы, устанав- ливающий политику и цели и позволяющий достичь этих целей безопасным, эффективным образом. Она реализует системный подход для содействия глобальному режиму безопасности и опирается на вовлечение персонала ОТИ, про- цессный подход и управление качеством для поддержания культуры безопасности с учетом человеческого фактора. Категория "безопасность" является одной из характеристик качества, а культура безопасно- сти близка к менеджменту качества по идеоло- гии, и особенно по методам управления чело- веческими ресурсами. Культура безопасности совмещает в себе общие принципы культуры вообще и принципы идентификации и обес- печения безопасности. Реализация такого под- хода позволит интегрировать систему управле- ния безопасностью ОТИ в систему корпоратив- ного планирования и управления на оператив- ном и стратегических уровнях. Взаимосвязь менеджмента качества, культуры безопасности, организационной культуры обеспечения без- опасности и стратегического управления пока- зывает схема стратегического управления про- тиводействием актам незаконного вмешатель- ства (рис. 2). Она отражает системное единение трех ветвей культуры: организационной культу- ры обеспечения безопасности, культуры каче- ства и культуры безопасности. Обеспечение нормативного уровня транспорт- ной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ требует срочной организа- ции базового обучения и повышения квалифи- кации в области "культура безопасности", в пер- вую очередь со специализацией для строитель- ной сферы – для разработки инженерной укрепленности зданий и сооружений как базо- вых, критических элементов ОТИ, в рамках систем безопасности, тесно связанных со всеми остальными. Вполне очевиден также и рост значимости научных исследований и новых профессио- нально-общественно аккредитованных образо- вательных программ 2 подготовки специалистов, адаптированных к цифровым форматам их будущей деятельности. Применимость наработок к нуждам любых объектов В заключение необходимо отметить, что все наработки в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защи- щенности ОТИ могут с незначительными дора- ботками быть адаптированы к нуждам практи- чески любых объектов. Это связано с тем, что за 16 лет, с момента выхода Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной без- опасности", в транспортном комплексе разра- ботан комплекс подзаконных актов и накоплена большая правоприменительная практика. Большое внимание к обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищен- ности ОТИ объясняется тем, что через них еже- дневно проходят миллионы наших сограждан. Отсутствие качественных систем безопасности на территории ОТИ может повлечь неблагопри- ятные последствия, причинение вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц. Это усугубляется самой спецификой системообразующих и систе- мообъединяющих объектов (территорий) транс- портной инфраструктуры, функционирующих в условиях повышенной опасности возникнове- ния новых рисков и угроз. n июнь – июль 2023 www.secuteck.ru 2 Профессионально-общественно аккредитованные образовательные программы в обязательном порядке должны включать в себя разделы по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов инфраструктур. Рис. 2. Схема стратегического управления противодействием актам незаконного вмешательства Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw