Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 115 К атегорирование объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) заключается в отне- сении их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) и его возможных послед- ствий. В нашей стране существует несколько основных видов транспорта – воздушный, морской и реч- ной, железнодорожный, автомобильный, мет- рополитен, и каждый из них предполагает наличие своих особенностей. Категорирование ОТИ осуществляет компетент- ный орган в области обеспечения транспортной безопасности – Росжелдор, Росавтодор, Рос- морречфлот или Росавиация, в зависимости от вида транспорта. Всего же устанавливается одна из пяти возможных категорий, в порядке убывания их значимости. Категорирование является первым важнейшим этапом дальнейшего обеспечения безопасности объекта транспорта. Чем выше будет присвоен- ная категория, тем более высокие требования к безопасности будут предъявляться. Критерии категорирования К критериям категорирования объекта транс- портной инфраструктуры относятся: l Степень угрозы совершения АНВ в деятель- ность ОТИ применительно к отдельным видам транспорта, которая определяется на основа- нии количественных показателей статистиче- ских данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории РФ (за исключением заведомо ложных сообще- ний об угрозе совершения и (или) соверше- нии АНВ), в том числе в отношении категори- руемых ОТИ за период последних 12 месяцев до даты представления субъектом транспорт- ной инфраструктуры в компетентные органы в области обеспечения транспортной без- опасности заявления и информации для про- ведения категорирования. l Возможные последствия совершения АНВ в деятельность ОТИ применительно к отдель- ным видам транспорта, которые определяют- ся на основании количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном материаль- ном ущербе категорируемым объектам транс- портной инфраструктуры. Во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ "О транспортной без- опасности" субъекты транспортной инфраструк- туры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (Росжелдор, Росав- тодор, Росморречфлот или Росавиация) полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра ОТИ. Иными словами, предоставление сведений для категорирования с целью проведения дальнейших мероприятий по обеспечению защиты объекта, предполагающей также немалые финансовые затраты, является вовсе не прихотью, а скорее обязанностью для пере- возчика, за нарушение которой предусмотре- на административная ответственность с упла- той штрафа. Когда же все-таки процедура категорирования завершается, компетентный орган информиру- ет субъект транспортной инфраструктуры о при- своении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории. Кате- горированные ОТИ включаются в реестр катего- рированных ОТИ, который ведется компетент- ным органом в электронном виде. www.secuteck.ru июнь – июль 2023 Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности Категорирование объекта является важным этапом обеспечения его безопасности. Аэропорт Пулково (Санкт-Петербург) Категорирование объектов транспорта Обеспечение транспортной безопасности – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспорт- ного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмеша- тельства. Однако реализация данных мер осуществляется далеко не на каждом объ- екте транспорта. Причиной тому является их категорирование, которое представляет собой первый шаг на пути к обеспечению защиты конкретного объекта. Разберемся в нюансах этого процесса и постараемся понять принципы отнесения различных объ- ектов к определенным категориям безопасности Значение категории ОТИ Количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории РФ, в том числе в отношении категорируемых ОТИ Первая Шесть и более совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении категорируемо- го ОТИ и (или) аналогичных ОТИ на территории субъекта РФ, в котором находится ОТИ Вторая От трех до пяти совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении категори- руемого ОТИ и (или) аналогичных ОТИ на территории субъекта РФ, в котором нахо- дится ОТИ Третья Не более двух совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении категорируе- мого ОТИ и/или аналогичных ОТИ на территории субъекта РФ, в котором находится ОТИ Четвертая Не зафиксировано ни одного совершенного и (или) предотвращенного АНВ в отноше- нии категорируемого ОТИ и (или) аналогичных ОТИ на территории субъекта РФ, в котором находится ОТИ Таблица 1. Категории ОТИ автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных АНВ https://travel.rambler.ru/

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw