Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 117 порта (ОИВТ) (в части метрополитенов), за период последних 12 месяцев до даты присвое- ния категории ОТИ, объектам инфраструктуры метрополитена присваиваются категории, ука- занные в табл. 6. В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, ОИВТ (в части метрополите- нов) присваиваются следующие категории: l первая – 100 и более человек; l вторая – от 50 до 100 человек; l третья – от 10 до 50 человек; l четвертая – до 10 человек. В зависимости от количественных показате- лей о возможном материальном ущербе ОИВТ (в части метрополитенов) присваивают- ся категории: l первая – 15 млн руб. и более; l вторая – от 10 до 15 млн руб.; l третья – от 5 до 10 млн руб.; l четвертая – менее 5 млн руб. Что категорируют на самом деле? Транспортная инфраструктура представлена многообразием типов ОТИ в зависимости от технических, конструктивных и технологиче- ских характеристик различных объектов, с уче- том их специфики и эксплуатационного пред- назначения. Например, по ж/д категорированию подлежат следующие типы ОТИ: l железнодорожные вокзалы и станции; l тоннели, эстакады, мосты; l объекты систем связи, навигации и управле- ния движением транспортных средств; l участки железнодорожных путей, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооруже- ния, устройства и оборудование железнодо- рожного транспорта. Именно эти объекты подвергаются категориро- ванию и дальнейшей защите от АНВ благодаря привлечению подразделений охраны, установ- ке инженерных сооружений и технических средств, а также государственному надзору и контролю за обеспечением транспортной без- опасности категорированных объектов. Проблемы категорирования Для того чтобы начать категорирование, назна- ченные исполнители собирают техническую документацию об ОТИ, далее в бумажном и электронном виде направляют ее в вышеука- занный орган для начала соответствующей про- цедуры. Данный этап, как и вся процедура кате- горирования, имеет два существенных недо- статка: 1. Ни одним нормативным правовым актом не определен перечень исходной технической документации, которую необходимо предоста- вить для категорирования. Фраза "предоставить полную и достоверную информацию" не может отражать реальную картину происходящего и внести ясность для назначенных на эту про- цедуру исполнителей. Тем более парадоксально рассматривать данный вопрос с точки зрения государственного надзора и административной ответственности за неисполнение этой обязан- ности. 2. Отсутствует регламентация срока рассмотре- ния компетентным органом документов, предо- ставляемых в целях категорирования ОТИ. Информация от субъекта транспортной инфра- структуры может рассматриваться и месяц, и несколько лет в зависимости от загруженно- сти сотрудников компетентного органа. В таких условиях работникам транспорта затруднитель- но планировать финансово-хозяйственную дея- тельность предприятия, так как за категориро- ванием ОТИ следуют дальнейшие мероприятия (оценка уязвимости, разработка плана обес- печения транспортной безопасности, оснаще- ние инженерно-техническими средствами), требующие значительных капиталовложений. Важный шаг к безопасности транспорта Стоит отметить, что далеко не все объекты транспорта подлежат категорированию, а соот- ветственно, и дальнейшей защите. Так, напри- мер, автобусные, трамвайные и троллейбусные парки давно находятся вне правового поля законодательства о транспортной безопасности. Важно или нет защищать эти объекты от внеш- них посягательств, может самостоятельно судить каждый обыватель и каждый эксперт. Из вышеуказанных количественных показате- лей, установленных Минтрансом России, видно, что категорирование осуществляется не просто так, а на основании объективных стати- стических показателей по каждому виду и типу транспорта и криминогенной обстановки в регионе. Можно с уверенностью говорить, что процедура отнесения ОТИ к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий является важным шагом на пути к устойчивому и безопасному функцио- нированию транспортного комплекса. n www.secuteck.ru июнь – июль 2023 Категория ОТИ Первая Вторая Третья Четвертая Интенсивность движения поездов по графику, пар в сутки На двухпутных участках 100 и более От 50 до 100 От 8 до 50 До 8 На однопутных участках 48 и более От 24 до 48 От 8 до 24 До 8 Таблица 4. Категории ж/д станции в зависимости от интенсивности движения поездов по графику Таблица 6. Категории ОИВТ (в части метрополитенов) в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных АНВ Таблица 5. Категории ОТИ морского и речного транспорта в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных АНВ Значение категории ОТИ Количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории РФ, в том числе в отношении категорируемых ОТИ Первая Пять и более совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении категорируемо- го ОТИ и (или) аналогичных ОТИ на территории субъекта РФ, в котором находится ОТИ Вторая От трех до пяти совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении категори- руемого ОТИ и (или) аналогичных ОТИ на территории субъекта РФ, в котором находит- ся ОТИ Третья От одного до трех совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении категори- руемого ОТИ и (или) аналогичных ОТИ на территории субъекта РФ, в котором находит- ся ОТИ Четвертая Не зафиксировано совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении катего- рируемого ОТИ и (или) аналогичных ОТИ на территории РФ Значение категории ОИВТ Количество совершенных и/или предотвращенных АНВ на территории РФ, в том числе в отношении категорируемых ОИВТ Первая Два и более совершенных и (или) предотвращенных АНВ в отношении категорируе- мого ОИВТ (в части метрополитенов) и (или) аналогичных ОИВТ на территории субъ- екта РФ, в котором находится ОИВТ (в части метрополитенов), и (или) три и более на остальной территории РФ Вторая Один совершенный и (или) предотвращенный АНВ в отношении категорируемого ОИВТ (в части метрополитенов) и (или) аналогичных ОИВТ (в части метрополитенов) на территории субъекта РФ, в котором находится ОИВТ (в части метрополитенов), и (или) два на остальной территории РФ Третья Один совершенный и (или) предотвращенный АНВ в отношении аналогичных катего- рируемому ОИВТ (в части метрополитенов) на территории других субъектов РФ Четвертая Не зафиксировано ни одного совершенного и (или) предотвращенного АНВ в отно- шении категорируемого ОИВТ (в части метрополитенов) и (или) аналогичных ОИВТ (в части метрополитенов) на территории РФ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw