Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 123 О сновой любого вида деятельности является безопасность. Конституция РФ обязывает государство обеспечить все виды безопасности, в том числе транспортную. Главные принципы государственной политики и практики обес- печения транспортной безопасности: конечная ответственность государства за обеспечение уровня транспортной безопасности; приоритеты охраны жизни и здоровья людей и имущества; гармонизация норм, требований, правил и про- цедур обеспечения транспортной безопасности и транспортной деятельности в РФ в соответ- ствии с международными требованиями; адек- ватность профилактических мер степени угроз и возможному ущербу от нарушений в области транспортной безопасности; комплексно сфор- мированное ресурсное обеспечение всех ком- понентов транспортной деятельности; учет баланса интересов общества, государства, хозяйствующих субъектов, потребителей транс- портных услуг; максимальное использование в рыночных условиях возможностей государст- венно-частного партнерства; приоритет плано- во-предупредительных мероприятий, ком- плексный характер и координация деятельности всех субъектов и объектов транспортной дея- тельности при обеспечении транспортной без- опасности; непрерывность обеспечения транс- портной безопасности, выявление условий и факторов, угрожающих транспортной системе. В настоящее время широкое применение нахо- дят современные информационные технологии обеспечения транспортной безопасности. По рельсам безопасности Транспорт является важнейшей отраслью обще- ственного производства в любом государстве. Он призван удовлетворять потребности пред- приятий, учреждений, граждан в перевозках грузов и пассажиров. Несмотря на многообра- зие видов транспорта (автомобильный, вод- ный, железнодорожный, трубопроводный, воз- душный), свое внимание мы уделим железно- дорожному транспорту как одному из наиболее распространенных и развитых. Анализ специальной литературы позволяет выделить определенные особенности данного вида транспорта: 1) универсальность железнодорожного транс- порта, заключающаяся в возможности обслужи- вать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практиче- ски во всех климатических зонах страны и в любое время года; 2) высокая провозная способность и эффектив- ность перевозок грузов и пассажиров; 3) сравнительно большие скорости перемеще- ния грузов и багажа (максимальная скорость 200 км/ч); 4) круглосуточный цикл работы транспорта; 5) нормативный характер работы (любой тех- нологический процесс регламентирован норма- ми права (уставами, правилами и т.д.); 6) меньшее воздействие на окружающую среду по сравнению с иными видами транспорта, например автомобильным, воздушным [1]. В ногу со временем: трансформации в сфере оказания госуслуг Цифровые технологии активно внедряются в деятельность органов государственной вла- сти, что предопределяется масштабным выстраиванием государством стратегических ориентиров на создание электронного прави- тельства и переход на цифровые формы взаи- модействия участников управленческих отно- шений. Цифровизация общественных отношений вызывает необходимость в изменениях управ- ленческих приемов воздействия на них, а также тех инструментов, в соответствии с которыми определяется структура, процесс принятия и исполнения управленческих решений – адми- нистративных процедур. В этом контексте акту- ально говорить о происходящей цифровой трансформации административно-процедур- ной деятельности органов государственного управления. Что такое государственная услуга? Государственная услуга представляет собой дея- тельность по реализации функций органа, пре- доставляющего государственную услугу, кото- рая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными пра- вовыми актами Российской Федерации и нор- мативными правовыми актами субъектов Рос- сийской Федерации, а также в пределах полно- мочий органов, предоставляющих государст- венные услуги [2]. Государственные услуги являются инструментом государственного регулирования экономики. Они объединяют различные средства регулиро- вания рыночных отношений, например разре- шение совершения или регистрации опреде- ленных действий и т.д. Необходимость получе- ния государственной услуги может быть вызва- на как личной выгодой услугополучателя, так и нормативно установленной обязанностью ее получения [4]. Цифровизация сферы госуслуг Перевод государственных услуг в электронную форму является общемировой тенденцией развития электронных правительств различ- ных стран. Трансформация государственных услуг привела к цифровизации государствен- ных функций, разработке и развитию элек- тронных сервисов, а также к переходу на новые принципы организации процесса пре- доставления государственных услуг, суще- ственно расширив возможности охвата насе- ления при одновременном сокращении сро- ков предоставления процедур и их упроще- ния, что сказалось на снижении администра- тивных барьеров. Теоретические исследования подчеркивают значимость цифровизации государственного управления для повышения качества государст- венных услуг для граждан, а также повышения эффективности исполнения государственных функций в результате внедрения гибких моде- лей управления. Внедрение цифровых техноло- гий способствует развитию механизмов участия граждан и их вовлечению в процесс создания и оказания государственных услуг. Использование новых возможностей может изменить саму логику оказания государственных услуг и позво- ляет перейти от традиционной модели управле- ния к сервисным моделям организации деятель- ности и учета индивидуальных потребностей граждан при взаимодействии с государством. Компетентный орган – Единый портал госуслуг Начиная с 15 декабря 2009 г. на территории Российской Федерации активно развивается справочно-информационный портал государст- венных и муниципальных услуг (Единый портал госуслуг, ЕПГУ). Он обеспечивает доступ физи- ческих и юридических лиц к сведениям о госу- дарственных и муниципальных услугах в Рос- сийской Федерации, государственных функ- циях контроля и надзора, об услугах государст- венных и муниципальных учреждений и орга- низаций, участвующих в предоставлении госу- дарственных и муниципальных услуг, а также предоставляет в электронной форме государст- венные и муниципальные услуги. Все услуги, www.secuteck.ru июнь – июль 2023 Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности Государственные услуги в сфере транспортной безопасности: цифровизация и трансформация Статья посвящена теме государственных услуг, оказываемых в сфере безопасности. На примере государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта мы постараемся понять основные этапы и порядок оказания данной услуги

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw