Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2023

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 125 усмотрено нормативными правовыми акта- ми, регулирующими отношения, возникаю- щие в связи с предоставлением государст- венной услуги; l представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъек- тов Российской Федерации и муниципаль- ными правовыми актами находятся в распо- ряжении государственных органов, предо- ставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам мест- ного самоуправления организаций, уча- ствующих в предоставлении государствен- ных или муниципальных услуг, за исключе- нием документов, указанных в Федераль- ном законе от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления госу- дарственных и муниципальных услуг". Последовательность предоставления госу- дарственной услуги включает в себя следую- щие административные процедуры: а) прием и регистрацию документов; б) рассмотрение представленных документов; в) принятие решения об утверждении резуль- татов оценки уязвимости или об отказе в утверждении. Конечным результатом исполнения админи- стративной процедуры является утверждение и направление рассмотренных документов заявителю. Специалист в срок, не превышаю- щий одного дня со дня утверждения заключе- ния руководителем Росжелдора, направляет (вручает) заявителю утвержденный результат оказания госуслуги. В течение пяти дней с момента утверждения документации второй и третий экземпляры вносятся в документаль- ную и электронную базу. Цифровизация транспортной безопасности Государственные услуги являются основной и наиболее массовой формой взаимодей- ствия населения и органов государственной власти (начиная с приема граждан и закан- чивая регистрацией прав на недвижимое имущество). Обозначение данного направ- ления как самостоятельной функции свиде- тельствует о новом подходе к понятию "государство". На данном этапе государство понимается как производитель и поставщик услуг, основным назначением которого является обеспечение надлежащего и каче- ственного удовлетворения потребностей общества. Данная концепция "сервисного государства" основательно разработана в правовой науке западных стран, откуда она и была заимствована. В частности, во Франции осуществление правосудия, обес- печение общественной безопасности и дея- тельность государственного аппарата в целом рассматриваются как оказание услуг [3]. Когда речь заходит о таких важных и серь- езных вопросах, как транспортная безопас- ность и антитеррористическая защищен- ность, от которых зависит жизнь и здоровье населения, то сложно говорить об этом в контексте административной государствен- ной услуги, лишенной какого-то индивиду- ального или разностороннего подхода. Ведь та же оценка уязвимости, о которой шла речь ранее, является лишь первым базисным этапом в комплексе мер по безопасности транспортного объекта. За ним следует раз- работка плана обеспечения транспортной безопасности, которая также утверждается в рамках оказания госуслуги, а уже далее начинается реализация этого плана, вклю- чающая в себя оснащение объекта техниче- скими средствами, установку КПП, пропуск- ного режима, привлечение сотрудников охраны и пр. Поэтому важно понимать, что, несмотря на цифровизацию некоторых процессов транс- портной безопасности, процесс охраны объ- екта не лишается индивидуального подхода, без которого невозможно обеспечить защиту транспортного комплекса в должной мере. И хочется верить, что процесс цифровизации процессов безопасности будет продолжаться, а его потенциал еще не исчерпан, поскольку это значительно облегчает работу как сотруд- никам компетентного органа, так и работни- кам транспортных предприятий, отвечающих за их безопасность. Цифровые технологии в транспортной безопасности Цифровизация является не только источни- ком долгосрочного экономического роста страны и инструментом экономической гонки на мировой арене (например, посредством повышения конкурентоспособности страны на рынке товаров и услуг, уровня жизни населе- ния и т.д.), но и фактором суверенности и ста- бильности государства, его безопасности. Особое значение цифровые технологии при- обретают в период, когда то или иное госу- дарство сталкивается с большими вызовами, как, например, ухудшение санитарно-эпиде- миологической обстановки в мире в начале 2020 г., вызванное распространением панде- мии коронавирусной инфекции нового типа – COVID-19. Для эффективного повышения транспорт- ной мобильности населения и обеспечения транспортной безопасности в современных условиях важную роль играют информа- ционные технологии. Поэтому среди прио- ритетных задач Транспортной стратегии Рос- сийской Федерации на период до 2030 г. отмечены внедрение современных инфор- мационных технологий и повышение уров- ня доступности и качества транспортных услуг для населения. Примерами эффективного внедрения инфор- мационных технологий на пассажирском транспорте являются: l использование программных комплексов, позволяющих успешно автоматизировать функции управления логистической систе- мой пассажирского транспорта; l мониторинг и диспетчирование движения пассажирского транспорта с использовани- ем глобальных навигационных систем связи; l применение телекоммуникационных систем обеспечения функционирования пассажир- ских перевозок, использующих различные способы подачи информации на объектах транспортной инфраструктуры и в салонах транспортных средств; l создание в транспортных компаниях доступных потребителям автоматизирован- ных систем резервирования и продажи основных и дополнительных транспортных услуг через Интернет с использованием веб- сайтов транспортных компаний и веб-сай- тов распространителей; l широкое использование Интернета для про- движения услуг транспортных компаний; l создание единого информационного ресурса на пассажирском транспорте с внедрением современных технологий дистанционного резервирования и оплаты билетов и методов повышения качества обслуживания пассажиров, позволяющего улучшить информационное взаимодей- ствие всех участников транспортного рынка, что существенно повысит эффек- тивность работы транспортного сектора и качество транспортных услуг; l создание и функционирование Единой информационно-аналитической системы (ЕИАС) государственного контроля и надзо- ра на транспорте в сфере обеспечения транспортной безопасности и др. В современных условиях понятие "безопас- ность транспорта" рассматривается как кате- гория экономическая и социальная. Безопас- ность транспорта подразумевает: внутрен- нюю способность транспортного комплекса безопасно осуществлять свои функции (про- фессиональная подготовка и дисциплина персонала, состояние и обслуживание транс- портных и технических средств и инфра- структуры); надежную защиту пассажиров и персонала от внешних воздействий (при- родных и техногенных катастроф, актов незаконного вмешательства, террористиче- ских актов). Список литературы 1. Варыгин А.Н. Особенности преступности на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 3. С. 62–65. 2. Хайбуллина, С.А. Значение предоставления государственных услуг на основе информа- ционно-коммуникационных технологий в развитии взаимодействия государства и общества // Молодой ученый. 2021. № 50 (392). С. 354–356. 3. Герба В.А. О качестве государственных услуг // Вестник Хабаровского государствен- ного университета экономики и права. 2010. № 4–5 (49–50). С. 42–46. 4. Исаков А.Р. Государственные услуги и их классификация // Вестник Саратовской госу- дарственной юридической академии. 2013. № 3. С. 91–96. n www.secuteck.ru июнь – июль 2023 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw