Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2024
В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 43 Операторы видят подъездные пути, весь про- цесс разгрузки руды из технологических поездов, дробильное оборудование. Если видеокамеры зафиксируют в думпкарах негабаритную руду, то система компьютерного зрения в режиме реального времени подаст предупредительный сигнал оператору, который примет решение, разгружать вагон или нет. Таким образом, система позволяет избежать инциденты с выгрузкой негабаритов в конусную дробилку крупного дробления. Невыгруженные думпкары отправляются на склад для дробле- ния бутобоем. Советчик оператора Уведомление для оператора приходит, если видеокамерой зафиксирован объект с диагона- лью более 1 960 мм и размером по высоте и ширине более 1 500 х 1 500 мм. Система осуществляет работу в режиме онлайн. На фото (рис. 1) выделены крупные объекты и указаны их размеры в миллиметрах. Оператору необходимо обработать уведомление приняти- ем решения "не разгружать" или "разгрузить". Оперативный контроль размеров руды в думп- каре позволяет предотвратить разгрузку нега- баритной руды в дробилку, предотвратить ава- рийные простои. Динамика использования уведомлений В начале проекта процент обработанных сове- тов оператором был крайне мал. Но по мере развития программно-технического решения и понимания важности задачи росла степень вовлеченности операторов в процесс использо- вания системы. В настоящее время доля необработанных уведомлений нулевая. Систе- ма передана в промышленную эксплуатацию и используется максимально полно. При внедрении системы были настроены биз- нес-процессы под нее, пользователи получили знания о том, как применять ее для оптимиза- ции процесса. Важно выстроить доверие к системе. Это непро- сто, впрочем это свойственно человеку: ему все- гда требуется какое-то время, чтобы привык- нуть к новому. Контроль проезда ж/д переезда Одним из проектов в области обеспечения без- опасности является мониторинг проезда желез- нодорожных переездов в карьерах и на промпло- щадке предприятия. В 2017 г. произошла круп- ная авария на ж/д переезде с участием крупно- габаритной техники. Поэтому было иницииро- вано корректирующее мероприятие – его ито- гом стало внедрение системы компьютерного зрения, которая фиксирует проезд транспорта по переезду при включенном запрещающем сигнале светофора, определяет госномер транс- порта, формирует инциденты. Система интегрирована с ж/д инфраструкту- рой. Каждый год мы выполняем тиражирова- ние данного решения. От реализации проекта ожидаем максимальное исключение наруше- ний ПДД при проезде переездов на территории предприятия. Контроль усталости водителя Система компьютерного зрения, установленная в кабине большегрузного самосвала и направ- ленная на лицо водителя, отслеживает уста- лость человека за рулем, контролирует исполь- зование телефона во время движения и нали- чие пристегнутого ремня безопасности. Перед стартом проекта мы провели анализ ряда внешних решений – их общим недостатком была возможность отключить систему или закрыть видеокамеру. Поэтому мы решили соз- дать собственное CV-решение и интегрировать его в существующую систему диспетчеризации транспорта, что исключит указанный недочет. Мониторинг недробимых материалов Актуальная и, к сожалению, частая проблема дробильной фабрики горнодобывающего предприятия – попадание в дробильное обору- дование вместе с рудой недробимых тел – зубьев ковша экскаватора, обломков футеровок и прочих крепких элементов. Как правило, при такой ситуации дорогостоящее производствен- ное оборудование выводится из строя. Устране- ние последствий аварии занимает продолжи- тельное время, предприятие несет убытки. Для решения этой проблемы на ГОК "Карель- ский Окатыш" используют металлодетекторы, которые часто бывают неэффективны. Наше собственное решение основано на техно- логии компьютерного зрения. Нейронная сеть идентифицирует и классифицирует объекты на конвейерной ленте в видеопотоке. Примечательно, что в качестве первоначально- го датасета были использованы изображения с металлоломом, поэтому модель определяет в потоке руды самые неожиданные предметы: пластиковые бутылки, дерево, лопаты. В 2019 г. произошел случай: обычный металли- ческий лом прошел через несколько конвей- еров, пронизал конвейерную ленту и заблоки- ровался. В результате лента стала продольно рваться, руда высыпаться за конвейер. Убытки от данного аварийного простоя составили несколько десятков миллионов рублей. Мониторинг наличия зубьев ковша экскаватора и степени их износа Следующий проект – мониторинг наличия зубьев ковша экскаватора и степени их износа. Здесь работает автоматизированная система на основе компьютерного зрения, которая опера- тивно определяет наличие или отсутствие коро- нок ковша экскаватора и направляет оповеще- ние машинисту. Данное техническое решение прошло несколько этапов развития по мере получения опыта эксплуатации. Сейчас мы соз- даем и устанавливаем на экскаваторы модуль- www.secuteck.ru июнь – июль 2024 Рис. 1. Детектор негабаритной руды. Советчик оператора Рис. 2. Мониторинг наличия зубьев ковша экскаватора и степени их износа У ведомление для оператора работает в режиме онлайн и приходит, если видеокамерой зафиксирован объект с диагональю более 1 960 мм и размером по высоте и ширине более 1 500 х 15 00 мм C истема мониторинга зубьев ковша экскаватора на основе компью- терного зрения предназначена для оперативного определения наличия или отсутствия коронок ковша экскаватора, предоставляет функции оповещения машинисту экскаватора
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw