Журнал "Системы Безопасности" № 3‘2024

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 60 июнь – июль 2024 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ СКУД Для БИЗНЕСа надлежности заказчика. Современные СКУД российского производства весьма универсаль- ны и могут с успехом использоваться на объ- ектах самого широкого профиля. Единствен- ное, что может различаться в требованиях заказчика, – наличие ведомственных серти- фикатов или нахождение в корпоративных перечнях принятия на снабжение. Ну и, разу- меется, для сегмента госкорпораций и сило- вых структур – кросс-платформеность: воз- можность работы как под OS Windows, так и под OS Linux (Astra Linux). Ярослав Клементьев, Октаграм Базово все отрасли имеют схожие требования к СКУД: 1. Надежность. 2. Функциональность. 3. Интегрируемость с другими системами. 4. Простота установки, настройки, эксплуатации. 5. Сменяемость функционала при необходимо- сти, без замены железа. 6. Долговечность и неизменность линеек про- дукции и пр. Среди перечисленных отраслевых секторов трудно выделить значимые различия, такие, например, как между ними и ритейловыми сетями. Был бы уместен анализ потребностей каждой отрасли, но это тема отдельной боль- шой статьи, а не текущего опроса. Алексей Гинце, ААМСистемз Думаю, что обе стратегии имеют право на суще- ствование, однако более устойчивой мне пред- ставляется ориентация на горизонтальные рынки. Производство универсального контроллера для СКУД, который может использоваться на самых разных объектах вне зависимости от их отрасле- вой принадлежности и размера, представляется более перспективным, чем выпуск узкоспециали- зированного изделия, ориентированного на отдельную отрасль и масштаб заказчика. В то же время уровень конкуренции на специализиро- ванном рынке, скорее всего, существенно ниже, а профит выше. Пример: контроллер СКУД для гостиниц со считывателем и замком в одном кор- пусе и аналогичный по мощности универсальный контроллер. Первый является нишевым продук- том, но в момент активизации гостиничного биз- неса может оказаться коммерчески успешным. При этом значительное количество конкурентов у второго (универсального) контроллера может серьезно снизить прибыльность бизнеса. Алексей Горюнов, Parsec По моему мнению, ориентирование на широкий рынок сегодня дает больше возможностей роста. Широкий спектр разноуровневых требований, конкурентная среда и возможности диверсифи- кации бизнеса в горизонтальном рынке выше. В вертикальном рынке возможности продукта ограничены ввиду узкоспециализированных тре- бований, что не позволит вендору быстро пере- ориентироваться в кризисных ситуациях отрасли и может значительно сократить срок жизни ком- пании или продукта. Игорь Ядрихинский, PERCo Горизонтальная стратегия эффективна для уве- личения объема продаж за счет охвата различ- ных отраслевых секторов. Она позволяет адапти- ровать продукты под потребности широкого круга заказчиков. Вертикальная стратегия позволяет вендору занять лидирующую позицию в конкретной нише, пред- лагая продукты и решения, адаптированные под специфические потребности одной отрасли. Эта стратегия более рискованна в условиях рыночных изменений и ограничивает возможности дивер- сификации. В сегменте СКУД наиболее перспективной пред- ставляется горизонтальная стратегия, так как основные потребительские свойства продукта способны решать задачи клиентов из разных отраслевых секторов. При этом современные тех- нологии, такие как, например, использование API, обеспечивают широкие возможности интег- рации и адаптацию функционала СКУД под нужды заказчика. Важно также учитывать, что клиентоориентированные производители СКУД изучают современные потребности клиентов на различных рынках и своевременно совершен- ствуют функционал. Павел Соколов, НВП "Болид" Сегодня бизнесу в сегменте СКУД, как и в других сегментах радиоэлектронной промышленности и ИТ-технологиях, приходится быстро адаптиро- ваться к нарастающему и прогрессирующему так называемому санкционному давлению. Отказ иностранных вендоров от поставок оборудова- ния и запрет распространения импортного про- граммного обеспечения фактически привел к тому, что сильными игроками в сегменте СКУД остались только отечественные производители. Очень важно, чтобы производство оборудования и программного обеспечения было сосредоточе- но в руках одной компании. Только таким обра- зом компания может быстро адаптироваться к изменению элементной базы или другим ограничениям, связанным с действиями недру- жественных стран. Отмечу, что для своевременной реакции бизнеса на указанные факторы требуется хорошая инже- нерная школа и кадровый потенциал. В связи с этим можно констатировать то, что компании с развитыми компетенциями в разработке и про- изводстве оборудования и программного обес- печения менее подвержены влиянию внешних факторов, следовательно, наиболее устойчива такая бизнес-модель. Андрей Артюшкин, СБ Инжиниринг За последние несколько лет наблюдается тенден- ция расширения функционала СКУД. Это связано как с новыми возможностями идентификации (биометрия, QR-коды, мобильная идентифика- ция через NFC и BLE), так и с возможностью интеграции с различными системами, такими как системы хранения ключей и корреспонденции, системы доступа к серверным шкафам, системы регистрации посетителей и др. Но в основном новый функционал расширяет возможности уже существующих СКУД. Что касается новых про- ектов, то, безусловно, новые, дополнительные, возможности СКУД позволяют ей стать тем глав- ным фактором в принятии решения при созда- нии новых систем. В каждой стратегии развития есть как свои достоинства, так и недостатки, свя- занные со сроками принятия решения и перспек- тивами развития. Мы продолжаем работать со многими нашими заказчиками более 15 лет и в то же время стараемся развивать и реализо- вывать новые проекты. Александр Никитенков, Системы контроля доступа Многолетняя практика показала успешное разви- тие производства конкретных торговых марок СКУД именно на горизонтальном рынке. Это свя- зано с длительным периодом использования установленного на объектах оборудования систем контроля и управления доступом. После быстрого роста вертикальные рынки очень быстро насыщаются, и происходит снижение про- даж оборудования. Сегмент технического обслу- живания установленных систем растет, однако оно только в малой степени осуществляется непо- средственно вендорами, в гораздо большей сте- пени – системными интеграторами и монтажны- ми организациями, которые, к сожалению, могут быть никак не связаны с производителями даже в части прохождения обучения основам техобслу- живания конкретной марки СКУД. Ярослав Клементьев, Октаграм Горизонтальный рынок выглядит более привле- кательным в условиях меняющегося бизнес- ландшафта, когда мы не знаем, какая отрасль заказчика завтра будет развиваться успешнее. Есть особенности компаний-производителей, которые ограничивают их возможности на этом рынке. Тем не менее большинство компаний отрасли работают с горизонтальным рынком. Тут, очевидно, как в рыбной ловле: чем больше сеть, тем разнообразнее и больше улов. Примером вертикального подхода могут служить ряд компаний, производящих в основном один- два типа компонентов для СКУД. Наверное, им придется в ближайшее время двигаться в сторону расширения ассортимента. Другой вариант ухода в вертикальные рынки имеется у компаний, производящих управляю- щее оборудование для СКУД. Если у них имеются универсальные платформы, то создание нового программного обеспечения позволит создавать все больше "вертикальных" продуктов. Горизонтальные и вертикальные рынки: какая стратегия развития бизнеса в сегменте СКУД эффективнее в настоящее время? В чем достоинства и недостатки этих стратегий в текущей ситуации?

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw